Мой друг, учитель музыки, всю жизнь (сейчас он на пенсии) проработав с детьми говорит: «Образование — это то, что остаётся, когда всё, что выучено забыто». Согласен с ним во многом. Нам даже в институте всё время говорили, что главное, чему нас учат — это мыслить. А знания — дело вторичное. А что первичное? Про умение мыслить я уже сказал. Ещё?

Меня часто спрашивают :

Как мы планируем обучать своих детей?

Ведь мы «живём отшельниками!» (Этот миф, к сожалению не находит своего подтверждения, гостей у нас так много, что сами удивляемся порой)… Но всё же школы-то у нас нет! Нет, правда. Обычно я говорю так: через 5 лет спросите меня ещё раз. Как раз, к тому времени наша дочь достигнет школьного возраста, тогда мы и скажем о том, что мы решили относительно этого вопроса. А пока мы занимаемся дошкольным образованием самостоятельно, в садик, естественно не ходим. Почему естественно? А не зачем. Мы же не ходим на завод, не строим коммунизм, не выполняем пятилетки. Мы можем посвятить достаточно своего внимания своим детям, не нужны нам внешние нянечки и воспитатели. Путешествия и сами по себе большая школа, но книги читать надо.

Пока нам не так много лет, но начитавшись книг о раннем развитии детей («После трёх уже поздно», Масару Ибука, например) мы уже вовсю учимся. Мы не ждем возраста, в котором ребенок готов учиться, он всегда готов учиться! Сразу. Нравится нам методики Глена Домана, Ольги Земцовой. Любим читать книги, вслух, вместе. Книги по моему мнению это наши большие друзья! «Если ты читать не будешь, скоро грамоту забудешь», как говориться. Ежели читать ещё не умеешь, то надо слушать родительское чтение. А родителям и самим полезно почитать хороших книг. Слава Богу, сейчас их очень много доступно, выбрать хорошие можно. Попадаются, конечно, убогие. Такие, что мы даже несколько книг в печке стопили, тексты кошмарные (кто их только придумывает?), да картинки в них такие страшные и бездарные, что можно рассматривать их со словами: вот это, сделали люди, чтобы показать, как не надо рисовать! Мне как сыну художника и жене моей как художнику-мультиприктатору выбирать книги наверное, чуть сложнее, чем людям от искусства далёким, но я верю, что у каждого человека есть внутри чувство прекрасного. Или чувство стиля. Есть? У моих читателей, верю, что есть. Много сейчас хороших книг. Много хороших старых. Один художник-сказочник В. Сутеев чего стоит. Прекрасен. В советские времена книги издавали огромнейшими тиражами, поэтому можно найти достаточно хороших книг советского производства пошукав по бережливым знакомым. Потому, что покупать новые весьма накладно, так как они часто не дешёвые. Греет лишь то, что книга — хорошая инвестиция и, если ребенка (и взрослого тоже!) обучить её беречь, послужит она нескольким поколениям.

Нет ничего необычного в списке детских авторов, который мы читаем сами и рекомендуем, они известны всем (я надеюсь) советским и российским людям — детям и родителям:

Список детских авторов:

  • Корней Чуковский
  • Самуил Маршак
  • Юнна Мориц
  • Андрей Усачев
  • Виктор Драгунский (для тех, кто чуть постарше)
  • Юрий Коваль (тоже постарше).

И так далее. Авторов много, но эти наши любимые.

Некоторые художники-иллюстраторы:

  • Игорь Олейников
  • Владимир Сутеев
  • Виктор Чижиков
  • Виктор Чарушин
  • Владимир Лебедев

На самом деле художников много, это просто примеры очень хороших.

Мы стараемся выбирать книги с хорошими иллюстрациями. Нам кажется это важным для развития вкуса ребенка.

Для родителей рекомендую эти книги:

Морозов «Разбить стекла теплицы», воспитание для реального мира. (От автора-создателя терапевтических поселений для детей сирот «Китеж»)

Корней Чуковский «От двух до пяти» (супер книга о детском творчестве и и развитии и о том, как создаются сказки)

Пеннак «Как роман» (о чтении и любви к нему)

Мария Романушко и Виктор Кротов, у них много славных книг про детей и педагогику. Поищите.

Что касается школы.

Вот не простой вопрос, но важный. Чем дальше я сам отдаляюсь по временной линии от школы, и чем ближе к ней приближаются мои дети, тем чаще я о школе думаю и тем больше мои мысли уходят от этого способа образования. Почему? Попробую объяснить. Первой встречей со школой после выпускного — стал мой визит в родную школу в Мурманске примерно 10 лет спустя моего ухода из неё. Меня тогда пригласили провести урок и рассказать о себе. Я провёл встречи с двумя 9-ми классами. Рассказывал про путешествия, про разные страны… Как обычно. Единственное, что я был измотан после этих мероприятий так, что жить не хотелось. Странно очень.

Я вышел оттуда с вопросами: что со мной не так (я ведь интересный человек и раньше мог проводить интересные встречи с большими аудиториями)? И что не так с детьми (часть класса ушла в столовую, когда я предложил удалиться тем, кому не интересно, часть упёрлась в экраны телефонов, а девочки стали красить помадой губы, повренувшись ко мне спиной)? И потом я спросил свою учительницу по химии: «Что с детьми?» Мы-то вроде не такие были? Она подтвердила: «С каждым годом всё хуже». И я не верю, что люди становятся хуже. Но верю, что система образования, которая сейчас давлеет в школах не такая, какая должна быть. Мир стремительно меняется. А школы тоже меняются. Проходят реформы, не вполне понятные. Кто их делает? Точно ли они знают, что делают? Для кого эти реформы? Для детей? Учителей? Чиновников? Уходят учителя старой школы. Кто приходит вместо них? Не знаю. Недавно я ехал автостопом и меня подвозила компания девиц, пьющих пиво, кидающих опустощенные банки в окно, и рассказывающих о своей работе. В школе. Да, эти девицы были учителями начальных классов. И мы с ними много о их работе говорили. Напоследок я им даже вопрос задал: «А вы знаете чем отличается педагог от педофила?» Они говорят: «нет!» «Тем, — говорю, — что второй детей хотябы любит…» Они смутились: «Да мы так-то тоже любим!» Я, правда, хороших слов с сторону школьников от них в ту встречу не услышал. Правда школьники современные так плохи? Отказываюсь в это верить.

Есть прекрасные фильмы «Урок для взрослых, или Ищу учителя». Про альтернативные школы. Посмотрите, как бывает. Педагогика бывает разной, а не только такая, какой её описывает Л.Н.Толстой: «Педагогика — это наука о том, как самому живя дурно, научить других жить хорошо». И школы бывают с разными предметами, не только с основными семью, которые описывает Джон Гатто, в своей статье «7 школьных предметов»(найдите, полюбопытствуйте): бессистемность, сепарация, безразличие, эмоциональная и интеллектуальная зависимости, зависимость самооценки от мнения окружающих, полная подконтрольность. Школы есть разные, и образование есть разное… нужно лишь открыть глаза и быть чуть посмелее в том, чтобы (как обычно) взять на себя ответственность и в этом важном вопросе. Ведь мы хотим оставить что-то после себя? Что? Мы можем выбирать. И форму обучения, и школу, и учителей. И среду для себя и своей семьи. Мы можем влиять на очень много сфер в своей жизни.

Можно учиться дома, например. Я знаю множество семей, в которых дети учатся дома. И как выглядят дети? А хорошо. И тупыми не выглядят. Наоборот, очень развитые. Намного развитее тех детей, которым я рассказывал про путешествия в Мурманске.

Чем я могу поделиться с вами в этой статье? Реального опыта у нас лично нет, кроме того, что мы занимаемся «дошкольной программой». Но могу поделиться своими наблюдениями и немного опытом людей, которые меня окружают. Что будет дальше? Посмотрим. Пока мы живём как живем, читаем книжки, да смотрим на своих друзей и соседей, которые обучают своего ребёнка дома. Про образование наших детей буду писать, так сказать, по мере поступления информации.

Ещё один вопрос, который нам все задают. Про какую-то мифическую социализацию детей. Это якобы, весьма важная составляющая образования, которую ребенок получает в школе, или детсаде. Там ведь коллектив! Напишу тут, вдруг кто хочет спросить про социализацию прочитает, да не станет меня про неё спрашивать. Мы не отшельники. У нас много гостей. У нас куча людей в сообществе, и почти у всех есть дети разных возрастов. Мы не социопаты и очень любим общаться сами. Поэтому часто сами выезжаем в гости, посещаем родственников, друзей в разных странах, городах и сёлах. С отношениями в обществе у нас всё в порядке. И наших детей нелюдимами не назовёшь. Даже наоборот.

Не нужно никого искусственно социализировать. Социализация происходит естественно при обычной жизни среди людей. Фу, не спрашивайте меня про эту глупость больше. Ещё одно, так сказать по свежим следам. Тут я открывал свою фотовыставку в одном из музеев, и на открытии мне задали вопрос о том

Что я, со своим образом жизни смогу дать своим детям?

Повторю свой ответ тут. Считаю, что наша задача создать условия для своих детей такие, чтобы они:

Были счастливы. В это слово я включаю прежде всего: делать то, что ты хочешь делать. Быть в гармонии с самим собой и людьми вокруг.

Имели выбор. И это тоже часть счастья. Причем выбор — это когда у нас есть не менее трех вариантов. Когда у нас один вариант — это болезнь. Когда два — то мы робот. А вот здоровье, творчество и свобода начинается с трех. Тут мне бы хотелось сказать, что хорошо, если дети имеют возможность посмотреть — перенять разные модели мироустройства, то есть хорошо, если дети воспитываются сообществом, или более просто: чем с большим количеством разных людей может ребенок пообщаться, тем большее количество выборов у него есть. Может быть мы поэтому и путешествуем с детьми.

Три самых важных важных урока,

которые должны быть во всех школах, как мне кажется, могли бы называться так:

  1. Развитие разума (ума).

  2. Это про умение Мыслить. Умение оперировать информацией, простраивать разнообразные связи.  Умение задавать вопросы… и пусть не те, которых от тебя все ждут. Не зубрить, не быть эрудитом (хотя это тоже иногда хорошо), а уметь найти нужную информацию, и связать её с разными сторонами бытия. Адекватно оценивать и задавать вопросы. Разумный человек не выгоден экономически, он не похож на робота, которому можно всё что угодно продать. Мыслить и уметь создавать разноуровневые связи информации. Помогая развивать разум у наших детей, мы способствуем тому, что следующее поколение людей будет думать о последствиях своего образа жизни.

  3. Развитие Любви (сердца).

  4. Эти уроки сложны тем, что по ним не напишешь учебников. Любви можно учиться лишь в пространстве любви, в её опыте. Это, как мне кажется истинная религиозность, потому, что Бог — это Любовь. И этому прежде всего стоит обучать, а не Закону Божьему, не катехизису, не писанию. Дети должны быть любимы. Тогда они научаться любить. Хорошо, если мы показываем своим ученикам мир, природу и то, как мы любим сами это. Тогда у нас есть шанс воспитать поколение, которое не сможет воевать.

  5. Развитие тела.

Это культура заботы о своем доме, в котором живёт наша душа. Физическая активность, здоровый образ жизни и гигиена. Это всё то, что должно быть в любой школе. И не просто физкультура, от которой половина школьников отлынивает. Она не очень интересна. Развитие тела с помощью ежедневной активной жизни, которой в современном мире не просто: ей нужно быть интереснее сидения за компьютерными играми.

Плюс к этим трём пунктам — развитие базовых навыков, необходимых для устойчивой жизни. Всех тех, о которых я стараюсь писать в своих книгах и статьях. Например, в книге «Мы строим деревню».

И обучить всему этому можно прежде всего своим примером. Поэтому прежде своих детей хорошо бы родителям полюбить учиться. Делаю ли я то, что хочу делать? Что меня окружает, это ли я хочу? В каких отношениях я со своей совестью, со своим Сердцем, со своими представлениями о Мире? Живу ли я так как мне нравится? Какие выборы я делаю? Могу я заявить о них Миру, или мне за них стыдно? Здоров ли я? И наконец, счастлив ли я? Вот такие вопросы я себе задаю. Потому, что мы, взрослые, прежде всего мы, являемся ориентиром для своих детей. А кто же ещё?

А выучить, что такое интеграл — это просто.