Из чего состоит комфортная жизнь, нам сейчас, наверное, уже трудно и понять.  Уж слишком комфорт стал обыденным, привычным. Все его материальные составляющие уже давно продуманы кем-то, мы же сейчас в основном заботимся о том, как оплатить работу этого кого-то, кто за нас всё придумал (про ответственность уже писал). Плюс, естественно, немного решаем для себя о качественном и количественном составе того, что больше базовых составляющих комфорта: тепла, еды, воды.

Комфорт в моем понимании – это, прежде всего, такое слово, которое описывает способы и средства для экономии энергии. 

Комфортно - это когда оптимальная температура воздуха в жилище, и ты не делаешь для этого ничего лишнего (в условиях города, это всевозможные кондиционеры и обогреватели).  Это когда у тебя есть еда и не надо для этого каждый раз бегать на охоту, рыбалку, за грибами и т.д. (в современном мире это холодильник и магазин возле дома). Когда для решения каких-то задач (приготовление пищи, стирка, ремонт и т.д.) есть такие инструменты, которые позволяют делать это с минимумом физических усилий (это, безусловно, различная бытовая техника).

Верх безответственности, или «роды в полевых условиях»

Для того, чтобы у нас появилось 

новое здоровое поколение людей, мы должны дать им шанс 

родиться по собственному желанию.

И. Мартынова

Когда я пишу эти строки, рядом со мной посапывает наша дочь, рожденная естественно, чуть больше месяца назад, тут же в этой бане в которой мы зимуем,  без какой-либо медицинской помощи.

Когда мы с Натальей решили рожать самостоятельно, «в полевых условиях», мы сильно встревожили своих родственников. Нам говорили о нашей «безответственности», глупости и о неоправданном риске, которому мы себя подвергаем.  Мы тогда эту тему особенно не развивали, в пререкания не вступали, больше отшучивались, но сами были уверены в своём решении и активно готовились к предстоящему событию. 

Сначала про «безответственность». Я не могу понять как можно быть «безответственным» полностью взяв всю ответственность за свою жизнь и здоровье, да ещё за здоровье и жизнь своего ребёнка?  Об этом я уже писал выше. Ну да ладно, не буду спорить. Приведу тут лучше цитату из «Уолдена» Генри Торо, а потом расскажу про то, как мы готовились:

«Мы склонны порой причислять полутороумных к полоумным, потому, что воспринимаем лишь треть их ума». 

Итак, первым делом мы стали искать людей, которые уже рожали дома и без официальной медицинской помощи. Тут далеко ходить не нужно было, оказалось, что большинство наших друзей,  у которых есть дети, как раз такие «домашние родители». Мы расспросили их о полученном опыте. Оказалось, что всё у всех очень по-разному, кто-то рожал легко, кто-то посложнее, но общим оставалось то, что в целом все были довольны тем, что рожали дома. И никто из опрошенных не хотел идти рожать в роддом своих следующих детей, если такое случится. Были и такие, кто имел опыт родов как в роддоме, так и дома. Домашние роды в этом случае тоже рекомендовались как более естественные и спокойные.

Второе, мы пошли на курсы подготовки к «Естественным родам». Ходили на лекции, нам рассказывали про роды, про детей, про грудное вскармливание, про роддома и акушерок, про осложнения и послеродовый период. Рассказывали, показывали фильмы и давали разные учебные материалы. Мы ходили на занятия в бассейн, накупили всевозможной литературы, которую нам рекомендовали. Мы слушали и записывали, задавали вопросы и подходили к ведущим после лекций. Короче учились достаточно увлечённо.  После основного курса, мы сходили на дополнительные лекции «для своих» посвящённые именно домашним родам. Они оказались тоже достаточно интересными.

Третье, что мы  сделали - это нашли людей, профессионалов, которые согласились нас дистанционно поддерживать, давать консультации по телефону, если вдруг нам понадобится помощь. Мы нашли неонатолога, педиатра и нескольких акушерок, которые специализировались именно на домашних родах.  

В-четвертых, мы собрали огромную аптечку, в которой было практически всё, на разные случаи, которые могли с нами произойти в родах, до и после. До сих пор почти полная большая сумка так и стоит,  с разными ампулами, склянками, таблетками, капельницами, бинтами и шприцами. 

Пятое, я начал активно изучать акушерство. Стал вспоминать то, чему нас учили в медицинской академии, стал читать разные учебники, как классические, так и неофициальные, специально для желающих рожать самостоятельно.  Скажу честно, что когда я получил «хорошо» десять лет назад на экзамене по акушерству, я знал этот предмет во много раз хуже. Тогда я даже и не думал, что эта дисциплина может пригодиться в будущем. 

Шестое, мы с Наташей перечитали все книги и посмотрели все фильмы, которые  смогли найти по теме домашних родов. Как российские, так и зарубежные. 

Седьмое, к нам на поддержку были готовы выехать наши друзья и «односельчане», тоже наши поселенцы, которые помимо того, что являются родителями троих детей, еще к тому же имели успешный опыт самостоятельных домашних родов. 

Восьмое, мы уже расслабились и просто жили обычной жизнью, ожидая рождения ребёнка.  

Мы серьезно готовились к родам, потому, что мы очень разумны, несмотря на внешнюю кажущуюся беззаботность и расслабленность. 

Почему мы решили рожать дома, без медицинской помощи?  

На этот вопрос есть несколько ответов.

Самое главное, мы подумали о том, что роды - это естественный и нормальный процесс, который весьма обычен и чересчур драматизирован в современном обществе. Женщины рожают детей миллионы лет, обычным, свойственным нашему биологическому виду способом. Почему сейчас мы считаем, что роды, это что-то сверхъестественное, необычное и должно сопровождаться специализированной медицинской помощью? Это как минимум не логично. Это противоречит самой Природе, которая, как мы знаем, куда как разумнее самого разумного человека. Это основное, что поддерживало наше решение. 

Второе, мы хотели оставить себе это событие, полностью прожить его, не передавая никому ответственности за него.

Также, своим решением рожать дома мы проявляли заботу о дочери

1. Есть много сведений о разных психологических процессах, естественный ход которых нарушается в роддоме.  В результате чего психика человека начинает развиваться не самым здоровым путем.  Не буду углубляться в подробности, лучше сразу отошлю читателя к многочисленным работам Станислава Грофа про базовые перинатальные матрицы и Тимоти Лири про импринтинг. Хорошо и понятно на эту тему (не только) пишет Жан Ледлофф, в своей книге «Как вырастить ребенка счастливым: принцип преемственности»

2. Помимо психологических проблем, в роддоме есть больше шансов получить проблемы физические. Тут можно упомянуть последствия родостимуляции, которой подвергаются сейчас многие женщины в родах, и осложнения прививок, которые ставятся сразу после рождения и возможность госпитальной инфекции, которой врачи боятся куда больше, чем инфекции «домашней».  

Своим решением рожать дома, мы проявляли заботу о Наташе

1. Нет спешки и нервотрёпки, которая часто сопровождает всё пребывание женщины в роддоме. 

2. Вместо «конвейерного»  подхода, мы получаем индивидуальный, личный, а поэтому часто более качественный подход к родам.

3. Весь процесс родов проходит в присутствии и при поддержке любимого человека (любимых людей), а не каких-то незнакомых товарищей, которым до роженицы, по большому счету нет никакого дела.  

4. Опять же отсутствует ненужный риск госпитальной инфекции...

5. Вместо неудобного положения на спине (которое было придумано исключительно для того, чтобы улучшить обзор врачу), можно рожать так, как удобно, например, на корточках или стоя...

6. В результате всего вышеперечисленного и других причин, мы получаем меньший травматизм, меньшую боль, без применения препаратов и меньшее количество послеродовых осложнений.

Конечно, есть реальные проблемы, которые являются абсолютным показанием для родов в роддоме, например, предлежание плаценты.   В этом состоянии самостоятельно не родить и глупо отказываться от медицинской помощи. Но в целом, в норме, при нормальном протекании беременности, рожать дома  - нормальное явление. Так было всегда. Так раньше были рождены все наши цари и интеллигентные люди. И изначально исторически, роддома были созданы для бедных, больных и одиноких...

Конечно, раньше в родах активно участвовали домашние акушерки, повитухи. Они оказывали медицинскую помощь, если она была необходима роженице. Интересно обо всём этом можно почитать в книге Ирины Мартыновой «Родиться по собственному желанию. Летопись повивального дела».  

Сейчас подпольно институт традиционных домашних акушерок активно восстанавливается и многие уже прибегают к их помощи. 

Мы тоже консультировались, когда у нас были вопросы, так как оказалось, что сколько книги не читай, а всё равно происходит всё не так как написано, нужен реальный человеческий опыт, пусть и дистанционно.  Как-то так. 

На тему домашних родов можно так же почитать книги «Роды без страха», Дикрид Грентли-Дик, «Возрожденные роды», Мишель Оден, «Домашние роды. Книга для папы», Лиа Хазард.

Мы ни в коем случае на агитируем рожать дома, нет, мы просто рассказываем о том, как мы сами думали, когда принимали это важное решение. 

Тут всё очень просто: если женщина хочет рожать в роддоме - она должна иметь такую возможность. Если хочет рожать дома, то аналогично, она должна знать, что это тоже можно.  Выбор только за ней. Кто-то готов, а кто-то нет. Как и во всём остальном.   

Роды начались в тот день, когда Натка подумала, что ей уже тяжело быть беременной - ровно за месяц до поставленного нам в женской консультации срока. Это было вполне ожидаемо, так как в нашей семье эта практика достаточно популярна: рождаться раньше срока и с маленьким весом.

Воды отошли вечером. Мы начали готовить баню к родам и сами стали готовиться. Никакого особого волнения не было, всё происходило спокойно. Мы несколько раз думали, что «как хорошо, что нам не нужно никуда ехать». Не было суеты, экстренных сборов, лишней возни. К полуночи начались более-менее регулярные схватки. А утром, мы уже встретились с дочерью.

Всё прошло очень хорошо. Спокойно, естественно. И сейчас, когда роды уже позади, я не перестаю удивляться всей красоте и мудрости, которая есть в этом процессе.    Да, мы рисковали, но осознанно. И мы ни о чём не жалеем, а наоборот очень рады, что пошли на это. Но ребенок, как оказалось, это не только роды. Это немного большее.

 

Из книги «мы строим деревню»

Тег здоровье

 

Наверное, это главный миф. Однажды, благодарная читательница, изучив книгу «Мы строим деревню» написала мне самый лучший отзыв: «Благодарю вас, после прочтения вашей книги, я передумала жить в экопоселении!» Наверное, благодаря этой женщине, я и решил чуть глубже всмотреться в тему поселенской мифологии... Итак...

Про ответственность

Когда мы уехали жить на Алтай нас многие стали спрашивать о разных аспектах жизни: здоровье, образовании, питании... Все эти вопросы я бы объединил в одну тему: «Про ответственность». И на этом стоит остановиться подробнее. Это очень важная тема.  

Общество в том виде, которое сейчас нам привычно, зачастую подразумевает перенос ответственности с индивидуума на некие безличные государственные или коммерческие структуры. Например, когда человек собирается в путешествие, он может пойти в турагенство и за некоторую сумму денег ответственность за его дорогу переходит туда, человеку больше не нужно ни о чем заботиться. Когда женщина беременеет, то придя в женскую консультацию,  она как будто передает ответственность за вынашивание ребенка в эту организацию, как потом в роддом «передает» свои роды. 

И так можно перечислять очень долго: о безопасности нашей должна заботится полиция, о старости — пенсионный фонд, о здоровье — система здравоохранения, об образовании детей — учебные заведения.... Свет и тепло нам дают через провода и трубы. Продукты поставляются в магазины... И таким образом можно сказать, что в сегодняшнем мире ответственность за все базовые потребности человека перенесены куда-то во вне, в специализированные учреждения. Такого в традиционном обществе никогда не было — многие сферы жизни, а особенно базовые, те, от которых зависит выживание и благополучие человека, всегда были под контролем самого человека. 

 С одной стороны, это очень удобно. Общество наших городов специализировалось до самой крайней степени:  можно заниматься чем-то очень специфичным и никогда не думать о том, откуда берется свет в лампочке, и тем более о технологии выращивания овощей, этим занимаются другие, специально обученные люди.

С другой стороны, устройство общества такого типа крайне нестабильно: при любом сбое системы возникает откровенный бардак, и начинают страдать самые базовые потребности человечества. Причем интересно, что кризисы появляются очень быстро и без каких-то видимых предпосылок. 

Я не фанат каких-либо теорий заговора, но иногда начинаю думать о том, что многие процессы не могут происходить сами по себе, уж слишком они неестественны. И такое ощущение, что в действительности, появляющиеся раз от раза различные «кризисы» - дело вполне управляемое и просто выгодное каким-то людям. Мало того, эти самые кризисы являются очень удобной безвоенной формой управления населением. 

На своём небольшом веку я помню множество разных кризисов от маленьких, непонятно откуда появившихся дефицитов на какие-то группы товаров, до больших упадков, которые привели многих людей к изрядной нервотрепке, голоду и даже суициду.

Так вот, когда мы говорим о поселении, то самым первым возникает вопрос о том, на ком же будет лежать ответственность за моменты, необходимые нам для выживания и полноценной жизни? И не все люди готовы принять, что для успешной жизни в самостоятельном автономном поселении, эту ответственность им придётся взять на свои плечи. Но это так.

Сегодня в моем окружении становится все больше и больше людей, которые становятся по-настоящему самостоятельными, они берут на себя ответственность за многие сферы своей жизни. Многие знакомые мне семьи рожают дома, без услуг роддомов, многие исследуют здоровый образ жизни и практически перестают обращаться в поликлиники и больницы. Уже сегодня я знаю несколько семей, в которых дети находятся на домашнем образовании, я уж и не говорю о том, что большинство моих друзей работают сами на себя, не берут кредитов, да еще и путешествуют самостоятельно.

Есть подозрение, что люди с таким укладом жизни не очень удобны для «системы», а если думать о теории заговора, то эти люди вообще никак не удобны для «заговорщиков»... Говоря о переселении на землю и о переходе на натуральное хозяйство, это обозначает, что люди практически полностью начинают отделятся от современной жизни в обществе повышенного потребления, переходя на автономный и максимально независимый образ жизни. 

Это реально очень важный вопрос, который нужно задать себе: за какие сферы своей жизни я хочу отвечать сам, а какие я хочу вверить специальным структурам? За что я сейчас готов отвечать, а за что еще нет? 

Переезд в поселение - это, прежде всего, процесс поиска ответа на эти вопросы.

Если ответственность за большинство жизненно важных сфер семья готова взять на свои плечи, то они переезжают, если не готовы, то - нет. Чем больше таких сфер семья может обеспечить сама - тем отдалённее от цивилизации она может поселиться. 

Арифметика очень проста. Если, например, семья решает взять на свои плечи только отопление - то она переезжает куда-нибудь в пригород, в свой дом, без централизованного отопления, всё остальное она продолжает получать из специальных структур. Если она может взять на себя ещё и ответственность за своё здоровье, то легко может поселиться в каком-нибудь месте, где нет больниц, поликлиник, «скорой помощи», фельдшерских пунктов. Если самостоятельно может обеспечить своих детей средним  образованием, то легко может жить ещё дальше, вдали от школ и уж тем более детских садов. 

Это же касается и «работы на себя». Хорошо ругать начальника, что он платит маленькую зарплату, совсем другое дело понимать, что твоя зарплата зависит только от тебя. И её размер, и её наличие. Это совсем другой уровень ответственности и не все к этому готовы.

Могу рассказать свою историю. Вообще-то, это был не простой путь. Особенно в первое время. Вначале, когда я понял, что не пойду работать в больницу доктором, на «нормальную работу», я сам в это не поверил. И по инерции ещё ходил устраиваться в разные структуры. А потом понимал, что сейчас устроившись, я останусь без очередного путешествия, которое я запланировал на ближайшее время, так как отпуска сразу после устройства мне точно никто не даст. Это понимание тогда мне очень мешало начать «нормальную жизнь», и стабильная зарплата всегда проигрывала возможности в любое время поехать туда, куда я хочу. До отдела кадров я так  и не доходил. 

Это было морально непростое время. На постоянную работу я не устраивался, а зарабатывать самостоятельно ещё не научился. В это время мои однокурсники уже становились заведующими отделениями. Я же, сохранял верность самому себе: как и в студенческие годы, продолжал путешествовать автостопом, фотографировать и писать об этом. 

Одновременно стал потихоньку консультировать и преподавать. У меня уже был сертификат психотерапевта, но не было практически никакого опыта. Вот я и начал этот опыт собирать. Сначала моими клиентами были знакомые, принимал я бесплатно, просто для учёбы, потом стал брать за свою работу небольшие деньги, потом - заниматься консультированием активнее и даже устроился-таки в одну частную клинику, правда, с очень свободным графиком. 

Параллельно с  этим принялся преподавать сначала контактную импровизацию - то, что сам очень любил, затем стал вести прикладную психологию - курс «НЛП-Практик», в своём же «Тюменском центре НЛП». Тогда у меня появилась более-менее стабильная зарплата. И самое главное - понимание того, что я сам могу себя обеспечить, при этом сохраняя полную свободу, не отчитываясь ни перед кем и никак не завися от каких-либо выходных дней или отпусков. 

Сейчас мы живём на Алтае. Я практически не консультирую - некого просто, преподаю очень редко, когда выезжаю в город.   Но у меня есть уверенность в том, что при необходимости я всегда смогу добыть любые ресурсы, которые мне необходимы. Сейчас я не имею постоянного дохода, но я абсолютно и полностью несу ответственность за свою деятельность.  Для меня это очень важно. Тут, конечно, возникнет вопрос про экономику: а на что жить? Об этом напишу больше - это важный вопрос, но чуть позже. А сейчас расскажу подробнее про свои убеждения.

 

 

 

Из книги «мы строим деревню»

Тег ответственность

 

Мы говорим «экологическое» поселение, но я задумался о том, что это слово сейчас  стало чересчур непонятным, слишком общим и изрядно потрёпанным. Изначально слово «экология» обозначало науку, которая изучает нашу среду обитания и взаимосвязи в ней. Постепенно слово стало приобретать популярность  из-за того, что мы стали понимать, как  деятельность человечества эти самые взаимосвязи нарушает. И экология была поднята на флаг в движении за защиту нашей планеты. Постепенно слово стало обозначать что-то, что естественно для человека. Экологический дом хороший, неэкологический - плохой. Экологически чистое питание хорошо, экологически грязное - нет. Так люди стали понимать, что всё, что содержит приставку «эко» для человека подходит больше, чем то, что этой приставки не содержит. Хотя это удивительно. 

Зима в поселении

Как у нашем раю жить-то весело, жить-то весело,

жить-то весело... только некому.

духовный стих 

Сейчас февраль, это уже второй мой февраль тут. В прошлом году, мы ещё только экспериментировали с зимней жизнью, пробовали. Наташа приезжала лишь на пару недель.  Я был наездами - несколько раз. В прошлом году под зимнюю жизнь был отведен чуть-чуть утеплённый предбанник, сама баня была вся в щелях. Короче, если  в двух словах -  баня, пока единственное наше строение, к зимовке совсем не была готова. Но пару месяцев я в ней всё же прожил. Спал в теплом пуховом спальнике, очень активно топил печь, пил горячий чай. Грелся как мог. Комфортно не было. Интересно было.

Сейчас февраль, за окном ниже двадцати градусов, а я сижу, облокотившись на подушку, по пояс голый, пишу этот текст, рядом спят Наталья с дочкой, укрытые легкой простыней. Это означает, что жизнь изрядно улучшилась. Стало комфортнее.   Интересно так же. В этом году много улучшений: появилось электричество от солнечных батарей, уже не нужно спать в спальном мешке - у нас нормальный топчан с матрасом и бельём. Мы привезли много книг, разные штуки для творчества...  Да ещё дочка родилась, а с ней точно не заскучаешь.

Но суть осталась прежней: сейчас на дворе зима-матушка, большой вопрос для всех поселенцев. И еще это главный показатель жизни тут. Если в поселении есть круглогодичная жизнь - значит, что это уже жизнеспособная деревня, а не дачный поселок. Причем, конечно, хорошо, если живёт больше 2-3 семей, тогда это уже не отшельничий хутор и не заимка. 

Зима - это проверка всего: и строений, и людей, и одежды, и взаимоотношений, и твоих навыков, и моральной готовности. Всего-всего. Это проверка поселения как населенного пункта.

Летом проще, как говорится: «где упал, там и уснул», легко восхищаться красотой природы, наблюдать за птицами и жучками, радоваться мышкам и дождю. Если же и восхищение, и радость  сохраняется зимой, то это хороший знак: значит условия достаточно комфортны, тепло, есть запасы еды и дров, дом хорошо построен. Если же чего-то не хватает, то, скорее всего, радоваться и наблюдать за птичками будет сложнее.  

Зима это еще такое время, когда ты можешь встретиться сам с собой. По-настоящему и без прикрас. Потому, что никого кроме тебя зимой нет. Нет большого количества труда, нет людей, нет особенных развлечений, и «зимовщику» приходится столкнуться с тем, что он ничего не делает. Просто ничего-ничего не делает, и вокруг ничего-ничего не происходит. А это оказывается часто непростым испытанием. Всё вокруг замирает, природа отдыхает, спит и вокруг реально ничего не происходит. А когда вокруг головы ничего не происходит, то многое начинает происходить внутри неё... Всплывают все страхи, все паранойи и долги, все внутренние диалоги и части личности, которые начинают вспоминать всё, что было в жизни, особенно всё, что еще на самом деле волнует и заботит, начинают тревожиться о том, что будет. Принимаются планировать и размышлять. Очень многое начинает происходить внутри зимующей головы, вокруг которой покой природы и всеобщее успокоение. 

Поэтому есть как всегда два противоположных пути: первый - разобраться со своими делами, долгами, ожиданиями и страхами еще в городе, а потом ехать зимовать (но это бывает долго и непросто). Второй путь, это приехать в лес и там «дать жару» профессиональным пересмотром, самокопанием и самопсихологизированием. И выйти из этой войны победителем, или умереть (то есть завязать с экологической жизнью если не на всегда, то надолго). Но этот путь для «крутых». 

Конечно, в реальности получается что-то среднее - вроде бы со всем основным разобрался, а потом приехал зимовать, весь такой просветленный, расслабленный, и затем  долгими зимними вечерами добиваешь выползающих из головы «тараканов», тех, что оказывается еще не «проработаны». А поработать будет над чем. Благо, что времени зимой на это много. 

Есть два главных вопроса любопытствующих относительно зимовки. 

Первый, «а опишите, пожалуйста, свой день?», ну, в смысле, а «что делать-то там?»

А второй: «не холодно ли?»

И все. 

В первом вопросе застыл как раз страх, что придется встретиться с самим собой, о котором я уже писал, а второй, мне кажется, задается больше по инерции, это вопрос-стереотип.  

Что касается первого вопроса, то если работа над собой и работа по обеспечению жизни (дрова, вода и т.д.), не съест весь короткий зимний день (да, кстати, света зимой гораздо меньше, вдруг кто забыл), то наверняка останется время на творческое самовыражение. Поэтому очень хорошо запастись причиндалами для этого: тут зависит от человека, кто во что горазд: это и инструменты, и краски, и нитки, и много-много всего, с помощью чего нравится творить. Благо выбор большой. Именно зимой, в период, когда ничего не отвлекает, нет телевизора и летней работы, в эти моменты и были открыты многие таланты. Это плюс зимовки. Для некоторых, это еще и источник доходов - зимой наработают творческих штук, а летом на фестивалях и тусовках продадут.

Второй вопрос - про холод.    Это вопрос-стереотип, а такженезнание того, что: во-первых, в деревне жизнь зимой более домашняя, чем в городе - не надо особенно ходить куда-либо или на работу, всё дома или вокруг дома. А во-вторых, что в деревне ты сам контролируешь тепло в доме - топишь печь. И если дом хороший (а это, безусловно, главное для хорошей зимовки), то в нём гораздо более комфортно, чем во многих городских квартирах.

Если зимовка происходит во временных, неготовых строениях - баня, балок, юрта какая-нибудь, то тут главная беда большой перепад температур: натопил буржуйку - жарко, печь остыла - холодно. Это конечно выматывает. Хотя решается несложно: ночью спишь под одеялом, а утром мужчина подскочил и затопил печь, сделал тепло. В этом случае есть две составляющие, которые сильно улучшают качество жизни: заснуть в тепле и проснуться в тепле. 

Еще один важный вопрос «про тепло» - это туалет. Летом-то ладно, а вот зимой? Это тоже один из основополагающих факторов, который в городе имеет большое значение. Мне как-то попалась книжонка про опыт одной украинской семьи, которая живет автономно в деревне недалеко от Киева, и там автор забавно пишет про туалет. Он говорит: что «не понимает, почему так много вопросов вокруг туалета». А потом пишет объяснение, которое я сейчас вольно перескажу и дополню от себя, так как полностью с мнением автора согласен. Возможно дело в том, что в городе туалет - это культовое сооружение, которое создано для того, чтобы человек мог быть самим собой с самим собой, хотя бы ненадолго. Это место, где можно совершенно законно уединиться, расслабить мышцы, покурить, почитать любимую книгу, подумать о том, что важно, сделать паузу, в конце концов. В деревне же нет необходимости делать все вышеперечисленное и туалет используется исключительно по прямому назначению. Раз в сутки, в норме, ходить по большому, и несколько раз по маленькому. Для здоровья это не только не опасно, но даже полезно. Не зависимо от погодных условий. Для ситуаций, когда сильно влом ходить на мороз многими поколениями деревенских жителей придуман удивительный по своей простоте и эффективности прибор - ведро (горшок, ночная ваза ...), который утром выливается. В продаже сейчас есть модернизированный вариант ведра с сидушкой и крышкой, очень   полезная в хозяйстве вещь, выполняет свою роль на 100%. 

Ещё есть один нюанс - про зимнюю альтернативную энергетику. Все её виды существенно снижают эффективность зимой по отношению к лету (разве что термоэлектрический генератор был бы скорее всего более продуктивный). Воды в ручье меньше...Солнца не хватает, да еще и панели снегом засыпает. Ветра (по крайней мере, в нашем районе) меньше. Это печально, потому что зимой как раз естественного освещения не хватает, а заниматься творчеством хочется больше.  Это как в старой байке про Солнце: «Что полезнее: свет Солнца или свет Луны? Естественно Луны, так как Солнце светит тогда, когда и так светло».

Вот такие мысли относительно зимы.

Наверное, если поселение уже активное и зимует хотя бы несколько семей, то зимовка протекает легче: можно больше общаться, кататься с какой-нибудь горки, играть музыку... Заниматься чем-то совместно. Но пока ничего не могу про это написать. Лучше поделюсь мыслями про комфорт. 

А до этого ещё скажу вот что: несмотря на то, что мы зимуем в долине одной семьёй, мы можем тут находиться благодаря поддержке большого количества людей, всех наших поселенцев, друзей и сочувствующих. Без их физической и моральной помощи наша зимовка была бы не такой комфортной. Мы вместе заготавливали дрова, готовили зимовье, организовывали быт, после родов к нам приехали друзья, чтобы помочь нам по хозяйству... 

Это я опять о том, что экологическое поселение – это, прежде всего, сообщество, а уже потом жизнь на природе. 

 

2013 г.

Из книги «мы строим деревню»

Тег зима