nalegke1После того, как я поделился мыслями относительно путешествий с детьми, нас попросили написать о содержимом наших рюкзаков, которые у нас небольшие, как можно видеть по фотографиям. А если знать о том, что мы едем с двумя детьми, 2 месяца и по трем климатическим зонам, то они могут показаться вообще супер маленькими. Начал писать список вещей и понял, что к любому списку необходимо еще и описание нашего способа думать, позволяющее путешествовать с таким набором. В результате получилась данная статья.

Для чего мы путешествуем?

Ответ на этот вопрос может занять не одну страницу текста, причем у каждого путешественника написанное может существенно отличаться. Конечно, интересно пофантазировать и выделить некоторые категории целей. Мне кажется, что одной из главных категорий окажется совокупность неких позитивных субьективных переживаний, которые путешествующий человек получает от данного процесса. Человек получает радость от познания, от красивых видов, от интересных встреч, от успешного преодоления трудностей… много от чего.

Вес рюкзака

Но сейчас, мне бы хотелось поговорить об одном из важнейших факторов, который может очень сильно повлиять на получение удовольствия от путешествия. Это, как вы уже догадались — тяжелый рюкзак. Для многих именно рюкзак является символом путешествий. Для многих также этим символом является почему-то тяжелый рюкзак. Для кого-то отсутствие знания о том как можно уменьшить вес своей поклажи может стать фактором, из-за которого человек и вовсе никуда не пойдет. Давайте же поглубже заглянем в сей значимый вопрос!

Итак, мифология рюкзачной тяжести имеет весьма глубокие корни и всеми поддерживается. Откройте какую-нибудь приключенческую книгу, и в ней вам расскажут, как много вещей перла на себе та или иная великая экспедиция. Откройте список вещей в советском (да и в современном) справочнике по туризму и ужаснитесь от его величины. Зайдите в магазин туристического снаряжения и вам там с удовольствием продадут хоть тонну «крайне необходимого». Поговори со своим другом о походах, и он тебе сообщит, что он нес рюкзак весом в 30 кг.

Я вот тоже родом из школьного туризма, в котором мы таскали ужасные рюкзаки типа «колобок» и мечтали лишь о том, что когда нибудь у нас появятся рюкзаки более удобные… так прошли годы. В 2007 году мы с друзьями шли пешеходный поход по острову Кунашир. Рюкзак у меня был уже удобный, но по-прежнему тяжелый, при том что условия похода были очень приятные. Я откровенно страдал.

Это страдание заставило меня кардинально изменить свое отношение к переносимому весу.
Оказывается, существует немало людей, которые не хотят гробить спины под тяжелыми баулами. На западе даже есть целое движение так называемых «легкоходов» сторонников сверхлегкого туризма (ultralight backpacking), у нас эти люди тоже есть, в том числе из-за стараний Ричарда Делонга (legkohod.com). Знакомство с Риком на меня в свое время оказало большое влияние. Сейчас вес и размер наших рюкзаков уменьшился и, как следствие, увеличилась радость от путешествий. Постараюсь поделиться с вами своими соображениями и опытом.

Стиль путешествий

Важно! Надо понимать, что тип снаряжения, количество его и вес, напрямую зависит от стиля путешествий, которого вы придерживаетесь. Снаряжение — это неотделимая часть концепции, а не что-то, что можно купить в магазине. Поэтому сейчас я стараюсь не рекомендовать какую-то конкретную модель снаряжения, без подробного обьяснения того, как ее стоит использовать. У редких людей появится желание купить себе какой-нибудь парапланерный вариометр. Потому что правильно сделать так: пройти курсы, понять чего хочется от полетов, а потом купить себе подходящий комплект снаряжения, ну а вариометр может оказаться вообще не нужным.

Поэтому поймите, что нет универсального набора вещей. К любой вещи должен прилагаться человек, умеющий ей пользоваться.

Стратегия выбора снаряжения

Как-то, в связи со своим психотерапевтическим образованием я учился на курсе, одной из целей которого была отработка навыка описывать (моделировать) разные человеческие таланты и умения. Так вот, впечатлившись размерами моего рюкзака (он был величиной со школьный ранец и вмещал вещи на месяц), одна студентка того курса взялась моделировать «навык легкого рюкзака», благодаря чему я чуть лучше узнал о том, что происходит в моей голове во время собирания вещей. Сейчас немного этим с вами поделюсь.

Контекст путешествия

Во-первых, надо хорошо представлять контексты в своем путешествии. Контексты — это декорации, виды деятельности, возможная погода, активности и так далее. Все, что может встретиться на пути. Контексты сии удобно представить как набор фильмов. Например, мы идем зимой на лыжах в Хибины. Набор фильмов будет такой: идем на лыжах — мороз и ясно, идем на лыжах — пурга, ветер и сыро. Сидим в палатке, варим еду на примусе. Спим в палатке. Могут быть аварийные контексты: пургуем в палатке несколько дней, проваливаемся под лед при переправе… примерно так.

Вещи и их проверка

Во-вторых, мы составляем список вещей, которые хотим взять и оцениваем каждый предмет в нем следующим образом. Мы как бы мысленно закидываем его во все контексты-фильмы, которые до этого выбрали и смотрим, что получается. Например, мы берем валенки. Помещаем их в контекст, смотрим. Идем мы в валенках по Хибинам, идти не удобно ни в пургу, ни в мороз. В палатке сидим, тоже не нужны они, шерстяные носки удобнее. Во сне тоже валенки в спальнике не нужны. Все фильмы с валенками посмотрели — поняли, что валенки не нужны. Внутренний голос так и скажет: «фигня какая-то!» Это значит, что проверка не пройдена, предмет не нужен. А вот кожаные ботинки с шерстяными носками и капроновыми бахилами хороши. Смотрим фильмы про ботинки, внутренний голос так и скажет: «То, что надо!»

Вещь, которую стоит брать, должна быть адекватна как минимум в трех контекстах. Например, большой надувной матрас хорош при ночевке, но когда ты его помещаешь в «фильм» про движение на лыжах, сразу получится комедия «идет дурак с матрасом по лесу», и внутренний голос говорит что-то вроде: «вот ерунда!»

Исключением будут аварийные контексты. Например, фальшвейер может пригодится для отпугивания медведя в медвежьем районе, может пригодится, а может и нет. Но лучше взять.

Или алюминиевый носок от лыжи, для ремонта, тоже очень узкое применение. Но представь себе фильм со сломанной лыжей посреди тундры и поймешь, что лучше взять.

Вот такой способ думать, позволяющий легко отсеивать ненужные вещи при сборке рюкзака.

Главное «фигню не брать».

Вещь и ее функция

При выборе снаряжения надо понимать, что у каждой вещи есть своя основная функция, которую она должна выполнять. Функция эта зачастую очень проста и остается неизменной веками. Например, функция рюкзака — вмещать в себя весь скарб путешественника. И делать это хорошо. Попытка вменить рюкзаку функцию заряжать телефон, закрывать своего хозяина от дождя, проветривать спину и т.д. и т.п. усложняет конструкцию, утяжеляет ее, делает дороже. А в конце концов может поставить под угрозу выполнение основной функции, в данном случае «вмещать в себя снаряжение».

Функция походной палатки - укрывать ее жителей от дождя, насекомых, ветра и снега. Попытка сделать палатку многокомнатной квартирой с полочками, вешалками, зеркалом и другими излишествами, опять же делает из палатки чей-то бизнес, реализует чьи-то страхи и неврозы… а путешественнику нагружает карман и спину. Поэтому разберитесь, что вы хотите получить от своего снаряжения. И ищите себе вещи ясно, просто и надежно делающие это.

Живой и Мертвый вес

В свое время для меня было большим открытием то, что есть такое понятие как «мертвый» вес и что именно с него стоит начинать свою «борьбу за легкость». «Мертвый» вес — это вес упаковки. Про него обычно забывают при составлении списков снаряжения с указанием граммов, потому что это то, что как бы явно не используется. К мертвому весу можно отнести рюкзак, пустой баллон от газа, пакетики, мешочки, гермовкладыш в рюкзак, ножны, всевозможные чехольчики, сумочки и футлярчики. И весь мусор. Это все то, что ты несешь просто так. То что явно не выполняет свою функцию. Поэтому вес этот можно и нужно уменьшать. Например, я был в шоке от того, когда впервые взвесил свой пустой рюкзак. Он был большой и включал в себя всевозможные приблуды для вентиляции спины, навески дополнительных вещей, сохранения формы и т.д. Так вот этот рюкзак весил 2,5 кг. Пустой!

Это много или мало? Вроде ерунда… Но это очень много, если знаешь, что 2,5 кг — это вес недельного запаса продуктов. Когда я об этом узнал, я тут же сменил рюкзак на более легкий. Из этих же соображений я уменьшил количество всевозможных упаковок, выкинул все типа толстого чехла под аптечку.

Потом я стал активно уменьшать вес своего пустого рюкзака и дошел до 400 грамм за 60 литров. Но тут выявился один нюанс. Оказывается, есть некое адекватное количество граммов, при котором вещь еще хорошо выполняет свою функцию, а ниже этого значения функция начинает либо страдать, либо вещь начинает сильно дорожать. Потому что для сохранения функции нужно уже переходить на какие-нибудь космические материалы. Так у меня появилось понятие «живого» веса. Живой вес — это такой минимальный вес снаряжения (из материала, который мне еще легко купить), при котором оно еще достаточно хорошо выполняет свою функцию. Сами понимаете, цифры очень индивидуальные. Например, для летнего спальника для простых путешествий на синтетическом утеплителе этот показатель равен для меня 600 гр. Для зимних несложных условий эта цифра будет в районе килограмма для пухового утеплителя. А что касается рюкзака, то уменьшение веса происходит в том числе за счет истончения ткани, а тонкая ткань раздражающе трещит при нагрузке, поэтому я предпочитаю ткань достаточно толстую и вес пустого рюкзака для больших путешествий у меня не менее 600 гр.

Примерно так.

Порочный весовой круг

Нам в центре детского и юношеского туризма не рассказывали почему-то об этом, а очень жаль. Столько бы межпозвонковых дисков сохранилось! Сейчас будьте внимательны! Есть интересная зависимость. При путешествии пешком, чем тяжелее у тебя рюкзак, тем сильнее ты устаешь, чем сильнее ты устаешь, тем больше тебе нужно есть, чем больше тебе нужно есть, тем тяжелее у тебя рюкзак. Чем тяжелее ты несешь рюкзак, тем меньше ты можешь пройти, тем дольше ты идешь, тем больше тебе нужно продуктов, тем тяжелее у тебя рюкзак.

Интересно, правда?

Из понимания этого вырисовывается совсем иная схема путешествий, чем та, о которой нам рассказывали инструкторы в школе. Человек с легким рюкзаком может проходить большие расстояния (до 50 км в день), при этом он меньше устает, чем его тяжеловесный брат, ему нужно меньше пищи, он может смотреть по сторонам, наслаждаться пейзажем и больше познать за тот же срок путешествия. Итак, долой тяжести!

Вес vs комфорт

Вес рюкзака — это цена, которую мы платим за привычное. За комфорт, то есть. А любое уменьшение веса снаряжения — это компромис между легкостью и комфортом. Брезентовая палатка теплее, но мы берем палатку из тонкого капрона, так как она легче. В маленькой палатке теснее, но мы выбираем ее из-за веса… тент легче палатки, но его сложнее правильно поставить так, чтобы защититься от ветра и осадков, но тент не дает нам психологического комфорта закрытого пространства, готовы ли мы этим пожертвовать? Мы привыкли спать со своим мишкой, можем ли мы отказаться от него в походе? Таким образом, облегчая рюкзак мы всегда будем выбирать, сто сейчас важнее, на каой уровень аскетизма мы готовы. Какой набор снаряжения для нас приемлем, а путешествие с каким превратится в стресс? А когда облегчение рюкзака просто опасно? Да-да, экстрим — это то, к чему ты не готов. Для кого-то спать в гостиничной застеленной кровати это супер экстрим. А для кого-то спать в заснеженной тайге на куче лапника перед костром — это нормальное дело. Надо трезво оценивать свои возможности. И хорошо понимать особенности своего путешествия. Понимать, что можно облегчать, а что нет. Чем допустимо жертвовать, а чем нет.

Вес и разные виды туризма и путешествий

В разных видах туризма — разное отношение к весу снаряжения. С пешими туристами все ясно, им, как говорится, сам бог велел рюкзак уменьшать. А вот, например, водники традиционно очень расслабленно относятся к своему скарбу и о весе не думают. Главная задача — доташиться до реки, а там катамаран или байдарка вывезет. Но печально смотреть на этих же водников до реки и после. Ну а если случится обнос? Или какая аварийная ситуация? Люди с большим количеством вещей превращаются в недвижимость. Поэтому и в водных походах я рекомендую облегчать снаряжение. То же и в автостопе, вроде бы ты едешь на машинах, но все равно то тут, то там нужно пройтись, тут тяжесть тебя и одолеет. Рюкзак легко превратится в обузу. У меня, например, есть критерий для идеального автостопного рюкзака. Я не должен чувствовать себя путешествующим в паре «я+рюкзак». Иными словами, рюкзак должен быть незаметным продолжением путешествующего, а не отдельным существом, с которым путешествовать трудно, а бросить жалко.

Гигиена рюкзака

Мне кажется важным уделить внимание еще одному вопросу. Я очень часто вижу людей с рюкзаками и есть у меня некоторые соображения относительно внешнего вида этого, так сказать, туристического символа. Не могу молчать, честное слово.

Про равномерность и удобство укладки думаю и так понятно, это в любом туристическом кружке должны рассказывать. Я тут о другом. Мне кажется плохой привычкой прикреплять сверху к рюкзаку разное снаряжение. Во-первых, это не красиво (рюкзак теряет свою форму и превращается в неопрятный сверток, с торчащими во все стороны ковриками, котелками, флягами и кружками), во-вторых, неудобно, в-третьих, прицепленные вещи легко потерять, а в- четвертых, опасно. Торчащие предметы гремят, цепляются за разные ветки и тем самым загружают внимание у своего хозяина. А внимание у идущего человека должно быть направлено на процесс ходьбы, да на те препятствия, которые он преодолевает. Я думаю, что шума в сознании среднестатистического человека и так хватает, без гремящего, болтающегося и цепляющегося за все рюкзака. Ко многим современным «фирменным» рюкзакам производители пришивают всевозможные петельки для навешивания. Эти петельки прямо манят прицепить что-нибудь. Насколько я понимаю, большинство из них предназначено для временного навешивания всевозможного горного снаряжения, необходимого во время штурма. Железяки горные нужны в быстром доступе и на определенных этапах маршрута (не на вокзале). А почему на этих петлях оказываются кружки, котелки и фляжки, я не понимаю.

Да, конечно, при большом количестве вещей и при нехватке вместимости рюкзака, можно крепить поклажу и сверху, в качестве исключительного случая. Но тогда надо сделать так, чтобы ничего не торчало и не гремело. А ежели у вас хроническая нехватка рюкзачного места и вы не научились брать с собой мало скарба — то найдите себе баул побольше. По мне, так это гигиена рюкзака.

Сезонная ремарка

Было бы круто, если было бы можно купить один набор снаряжения и путешествовать с ним везде и в любое время года. Но обычно так не получается (если мы, конечно, не жители тропиков и собираемся не покидать своего климата). Некоторые предметы снаряжения имеют четкую сезонность. Например, не получится обойтись одним спальником, или одним набором одежды. Имейте это ввиду!

Что мы берем с собой

Все снаряжение для удобства описания можно разделить на следующие группы.

1. Приспособления для сна

То, что легкоходы называют «большой тройкой». Это укрытие, коврик и спальник.

Укрытие. Считаю, что можно уложиться в 500 грамм на человека. В одиночных путешествиях может быть чуть больше. Может быть однослойным, двуслойным. Открытым(тент) и закрытым (палатка).

В путешествиях семьей мы используем маленькую двухместную дуговую двухслойную палатку весом около 1,5 кг. В одиночных летних путешествиях, я хожу с тентом, в зимних — пользуюсь легкой бескаркасной двускатной палаткой (с тентом и без).

Коврика два. На холод это самонадувающийся термарест, он позволяет комфортно ночевать и занимает мало места (минусов у него два: цена и боязнь проколов). А на тепло — нарезанные в размер куски фольгированной подстилки под какой-нибудь ламинат, толщиной 5 мм.
Спальников тоже два типа: на лето тонкий синтепоновый (до 800гр) и на зиму- пух. Бывает зимой использую комплект пух и синтепон, один в другой. При путешествии летом с детьми: с одним ребенком хватает двух состегивающихся спальников, при путешествии с двумя берем тонкий третий. Зимой с детьми почти не ездим.

2. Приспособления для еды. «Кухня»

Во всех случаях используем 700мл титановую кружку-котелок. И для соло путешествий и вчетвером с детьми.
Для приготовления чаще всего используем маленькую газовую горелку, а летом иногда, для того, чтобы не зависеть от газа — компактную печку-щепочницу.
Также в кухонном хозяйстве ложка/и, если это не соло путешествие, то одна пластиковая миска с крышкой, иногда термос.

3. Снаряжение для движения

Напишу без подробностей, так так тут очень много индивидуальных особенностей в зависимости от региона, от погоды, от типа путешествия…
В этот раздел можно отнести одежду. Обычно мы берем по 2 основных комплекта вещей. Один надет, один запасной, с раcчетом, что в холод одевается оба комплекта. Летом это капрон, хлопок и флис. Зимой — капрон, флис, шерсть и пух. Иногда что-то на искуственном утеплителе, варежки, штаны, шапка, например. В автостопном путешествии удобно иметь один комплект яркий, второй темный, в некоторых ситуациях надевать, чтобы яркую одежу не угваздать. Автостопный комбенизон, катафоты и фонарь, тоже сюда. Дождевик.
Сюда же пойдут и лыжи, и кошки… и треккинговые палки. Все что нужно для движения, в зависимости от условий.

4. Разное

Аптечка, ремнабор, телефон, документы, провода, фотоаппарат, карты, гигенические принадлежности, гермовкладыш в рюкзак, нож, спички, веревочки.

5. Ерундень

Сюда я отнесу все, без чего можно обойтись, но что делает нас людьми. Фотографии дома и любимой бабушки, книга, блокнотик, краски, флейта, вязальный крючок и нитки… но не более 10% от общего веса рюкзака.

6. Детское снаряжение

При путешествиях с детьми добавляются слинги и подгузники (одноразовые, а если предвидется возможность быстро сушить вещи, то и пара многоразовых). Маленькая бутылка со «спортивной» непроливающейся крышкой для поения. Чайная ложка. Одежда, как сказала наша подруга, собирается по принципу: «одно надето, одно в запасе, одно на случай ядерной войны».

 

Модели, бренды и производители

Зайдя сейчас в любой турмагазин, можно легко попасть в сети, ловко расставленные маркетологами фирм-производителей снаряжения. А эти товарищи не зря свой хлеб едят, надо сказать. Поэтому выбрать себе снаряжение, да еще и не обладая опытом использования разных моделей, задача не из простых.
Я в отношении снаряги — традиционалист. Считаю, что большая часть усложнений, которая сейчас вводится в большинстве случаев излишняя. Усложнения чаще всего делают вещь более дорогой, более сложной в ремонте, более тяжелой. Но, найти простую добротную модель чего-нибудь сейчас стало непросто. Хорошие ботинки без мембраны? Давай, найди. Добротная бескаркасная палатка с тубусом на входе- раритет. Надежный фонарик без уймы электроники внутри — почти невозможно.

Усложнение — бич нашего времени, не потому что прогресс это плохо, а потому что прогресс этот основан на желании людей прокачать ассортимент, стимулировать продажи и в результате получить прибыль.
Еще одна беда нашего времени, это так называемое «вынужденное устаревание». Это когда производители делают заведомо непрочную вещь, в расчете, что она скоро сломается и человек придет за новой. Вроде бы производители снаряжения этим еще не занялись, ведь от их продуктов зависит безопасность людей, но вот производители фурнитуры этим уже страдают. Найти хорошие пряжки, молнии и прочие запчасти очень трудно. И вещь может быть хорошо сшитой, а фурнитура быстро рассыпается.

В итоге, что делать? Искать, спрашивать. Есть интузиасты, производящие добротные простые вещи. Причем хорошо, если производитель еще и сам использует свое снаряжение, ну то есть он знает как его применять. Есть у разных фирм удачные модели. Есть хорошие простые самоделки и переделки, которые и сейчас, в условиях насыщенности рынка, не потеряли актуальность. Опять же, что-то сделать самому. Есть возможность заказать что-нибудь из заграничных запасов на каком нибудь еbay. Так что выход есть. Желаю вам найти снаряжение по душе.

И напоследок вновь о мозге

Никакое, даже самое удобное, легкое и прочное снаряжение не гарантирует успеха в путешествии. Любым снаряжением надо уметь пользоваться. К любой палатке, рюкзаку и спальнику в обязательном порядке должен прилагаться хорошо работающий мозг. Он же помогает и в выборе вещей и в процессе укладки рюкзака… ну и далее при подготовке к маршруту и во время движения. И потом, хорошие мозги помогут проанализировать пройденный поход и извлечь из него уроки. Никакая палатка этого не сделает. Так что берегите мозги и берите их во все походы. Это точно пригодиться.

 

Из книги: "Ы!"