Одно время я учился в гештальт-институте на курсах, и нам преподаватель очень много разъяснял про самоподдержку (это же ещё один перевод слова «sustainable», помните?), которая является очень важной способностью человека восстанавливать своё внутреннее равновесие. Иными словами — это забота о себе.  Он говорил, что самоподдержку нужно развивать, что это очень важное свойство человека.  И всё время повторял, что нам надо «найти способ позаботиться о себе». Представляете, психотерапевтическая группа. Сидят граждане, сопли на кулак наматывают, переживая, прорабатывают своих особо трагичных тараканов, а тут – на тебе! – занятие окончено, идите домой да найдите способ о себе позаботиться. И если, говорит, вам кажется, что кто-то о вас заботится, то это, на самом деле, вы заботитесь о себе с помощью другого человека. Вот так-то. 
 
Активизм — это не действие, это лихорадка действия. 
Это — безумная суматоха тех, кто отброшен от центра колеса, и их
суета становится всё более стремительной и бессмысленной по 
мере того, как расстояние до центра увеличивается. И с
убыстрением этой суеты, этого «темпа», всё большей становится 
роковая тирания социальных законов по отношению к 
хозяйственной, индустриальной, культурной и научной областям, 
по отношению ко всему порядку вещей, созданному после того,
как индивидуум отдалился от самого себя, после того, как вместе
со смыслом центральности, стабильности и внутренней 
самодостаточности был потерян смысл того, что в 
действительности является ценностью индивидуальности. 
 
Юлиус Эвола. Языческий империализм
Поддержка имеет свойство накапливаться. Она также имеет свойство переходить снаружи вовнутрь: если человека достаточно поддерживают снаружи, то со временем он научается заботиться о себе.  Как в детстве: первое время человеку нужны родители, но потом он вырастает и становится самостоятельным (читай «самоподдерживающимся»). Можно тогда сказать, что «самоподдерживающийся» человек — это человек взрослый. А если поддержки не хватает? Тогда самоподдержка не раскрывается, и человек всю жизнь ищет кого-то, кто о нём позаботится, или что-то, что даст ему иллюзию поддержки (это могут быть, например, химические вещества).
 
Поддержка, накопившись (и превратившись в само-поддержку), имеет свойство переходить изнутри наружу. Человек с высоким уровнем самоподдержки – взрослый человек – может заботиться о ком-то ещё. Чтобы быть терапевтом, нужно уметь самому себя исцелять, самому восстанавливать свой баланс. Иными словами: как лечить другого, если ты сам болен? Как воспитывать детей, если ты сам не вырос?
 
По аналогии: как можно печься о внешнем мире, если ты ещё не научился заботиться о мире внутреннем? Как можно беречь ресурсы Планеты, если нет навыка хранить ресурсы своего тела или, если хотите, своей психики?
 
Ещё раз: умение заботиться — это свойство взрослости и высокого уровня самоподдержки. Очень рекомендую, если вы не видели, посмотреть мультфильм «Человек, который сажал деревья», или поискать материалы о поселении «Gaviotas» («Ласточки»), что в Колумбии. Это очень яркие примеры того, как некоторые люди по-взрослому относятся к окружающей среде. Это примеры настоящей экологии. После того как посмотришь, что может сделать человек для восстановления Леса, начинаешь понимать, что наши мелкие попытки что-то сделать для Планеты реально очень мелки. Но пример таких людей не может не вдохновлять. Посмотрев на таких героев, я лично уже не хочу идти на какую-либо «зелёную» демонстрацию, не хочу заниматься никаким активизмом. 
 
Может статься, что наша самоподдержка ещё недостаточно раскрылась, и мы никак ещё не можем вырасти, хотя телами уже сделались большими. Тогда нужно пойти к основам и начать накапливать собственные ресурсы. Или второй случай: мы достаточно взрослы, но так умотались, порастратились, что заботиться ни о ком и ни о чём уже не можем. Никакой «экологией» не заманишь. Бывает? Конечно. Значит, доступ к ресурсу пропал. Устойчивость ушла. Нужно срочно заботиться о самом себе, накапливать это лелеяние, чтобы потом распространять его на окружающую среду.
 

Как научиться заботиться о себе?

1. Забота о теле.

В гештальт-институте учитель советовал нам самое простое: идите домой, говорит, залазьте в ванну, полежите, расслабьтесь. Действительно, начинать проще с того, что на виду, так сказать. С самого близкого — с тела. Какими бы высокодуховными существами мы ни были, как бы о душе ни думали.... но дух наш (здоровый ли?) и душа живут в этом самом земном теле (в здоровом ли?).
 
Что нужно телу? Наше внимание. Зарядка ли, водные процедуры, массаж, просто хороший сон, добротная еда и качественный процесс её принятия... Что ещё наше тело давно не получало? В городах-то на всё это не хватает времени, потому что суета, деньги и работа, а в деревнях этого тоже может реально не хватать (удивлены?), потому что дел на огороде много, хозяйство, куры не кормлены и вода, например, в избу не принесена.
 
Интересно, что в тело встроены специальные предохранители, они включаются, если хронически и очень сильно нарушаются телесные «правила эксплуатации». В студенческую бытность, когда я подрабатывал в нейрореанимации, мне довелось посмотреть на очень многих разных работящих дяденек, которые не давали себе отдохнуть, а потом с очень большими проблемами оказывались у нас в отделении. Кто-то отдыхал и уже принудительно заботился о себе очень долго, а кто-то вообще не переносил испытаний и уходил на постоянный покой. Вот такие дела. О своём телесном доме нужно заботиться. Иначе крышка.
 

2. Признание правды о себе.

Это тоже о внимании. Но только внимание уже направлено внутрь себя и обращено к нам как к целостному существу. Да-да, нам как человеческому существу тоже нужно внимание.  Это не самокопание, не (тем более!) самогнобление, это просто наблюдение за самим собой. Простое свидетельствование всего, что приходит. Хорошую методику предлагает Джулия Кэмерон в своей книге «Путь художника» –  так называемые «утренние страницы». Джулия занималась тем, что вытаскивала разных творческих персонажей из творческих же кризисов, а потом поняла, что её лекарство хорошо не только для художников в застое, но и для всех людей, кто не прочь стать более креативными. Способ прост: каждое утро сразу после пробуждения берёшь ручку, тетрадку и пишешь всё, что пишется — три страницы. Даже если ничего не пишется, это и есть правда: «Ничего не пишется, совсем ничего. Даже словечка не могу придумать...» 
 
Это один из вариантов обращения внимания внутрь. Таких вариантов существует на самом деле очень много. Но не о них речь.  Выберите себе способ наблюдения по душе. Хоть утренние страницы, хоть вечерние медитации, хоть ещё что, не важно. Важнее, что делать с тем, что обнаруживается в процессе  внимания. И парадокс заключается в том, что делать-то ничего и не надо. Просто признавать. Наблюдать и признавать наблюдаемое как факт. Это такой «Ага!»-эффект.  Ничего не пишется — это факт. То, что ты написал в своей тетрадке, — это тоже факт. «Ага!» - ничего не пишется. «Ага!» - вон чего нашел! «Ага!» - вот оказывается как!  
 
Не нужно знать ответа на вопрос «Почему?». Глупо начать себя гнобить и тиранить: «Ах, вот я какой!» Или тиранить кого-то: «Ах, вот ты какой!» Лучше просто засвидетельствовать: «Ага! Я начал себя гнобить и тиранить». «Ага! Я начал тиранить другого!»  Причины не важны: причин может оказаться столько, что они в мозге не смогут поместиться при всём желании, и есть даже специальная «теория Поля», которая как раз об этом. Не важны причинно-следственные связи: они такие сложные, что и представить трудно. Господни пути, сами знаете, неисповедимы. Важен факт признания. Ага! Я испачкался. Ага! Я не могу ни о ком заботиться. Я устал от деревенской жизни. Я ненавижу своих кур. «Ага!» Я терпеть не могу город. Или «Ага!» - я обожаю город. Катя, соседка по парте, мне нравится, а я её за косичку дёргаю. «Ага!» Ну  и так далее.  
 
Есть даже специальная «парадоксальная теория изменений» А. Бейссера, полюбопытствуйте: «Изменение происходит тогда, когда человек становится тем, кто он есть, а не тогда, когда он пытается быть тем, кем он не является». Она как раз об этом. Человек меняется от признания и принятия правды о себе. Не от того, что он узнаёт причины или последствия. Просто от свидетельствования.  Человек через такое простое действие (хотя это не всегда просто, как кажется!) становится тем, кто он есть, познаёт себя, заботится о себе. И улучшает качество жизни. Своей и вокруг. Словно заблудившийся человек в густом лесу, которому, для того чтобы выйти, нужно понять, где он сейчас находится.  Вместо кружения на одном месте. Вместо блуждания и движения прочь от спасения. Остановиться и забраться на высокое дерево. И признать правду: своё реальное местоположение. Единственное, что я хочу добавить: нужна практика. Признание правды о себе - как зарядка. Впрок не наделаешься. Это процесс на всю жизнь.
 

3. Поддержка среды.

Ещё один вариант развить своё самоподдержание — найти поддержку среды. Помните? Позаботиться о себе через других людей. Это тоже о внимании, но уже об идущем от кого-то к нам. Качество внимания может быть самым разным: от простой человеческой искренности случайного попутчика, который (вот подфартило!) смотрит на нас добрыми глазами и умеет хорошо слушать, до профессиональной гуманистической натренированности врача-психотерапевта или какого-нибудь хорошего психолога. Это может быть круг хороших людей возле костра под куполом звёздного неба или же специализированная среда психотерапевтической группы. «Круг поддержки» людей с общей проблемой  или «сердечный круг» в исполнении хиппи.  Тут, как говорится, кому что ближе. Кому что нравится. Главное, чтобы помогло.
 
Вот. А как уровень самоподдержки подрастёт, как собственный ресурс восстановится, тогда можно и о других позаботиться. И об окружающей среде в том числе. Вот  это и есть взрослая экология.      
 
 
Из книги «устойчивость как образ жизни»
Тег: счастье, экология