статья написана под руководством А. И. Макунаса, с. Алтайское.

Самые простые для получения семена 

Бобовые (фасоль, бобы, горох)

Получить свои семена достаточно просто. Нужно просто дать стручкам полностью дозреть на растении. После собрать и хранить так, как если бы вы хранили бобовые на еду, в закрытой банке, следя за тем, чтобы никакие насекомые не завелись.

Некоторые салатные растения: латук, кресс, руккола и др.

Сообщество, или наступил ли коммунизм?

 

 

Коммуна не сказочная принцесса,

чтоб о ней мечтать по ночам.

Рассчитай, обдумай, нацелься -

и иди хоть по мелочам.

Коммунизм не только 

у земли, у фабрик в поту.

Он и дома за столиком, 

в отношеньях, в семье, в быту.

 

В. Маяковский. Выволакивайте будущее! 

 

Нас уже много раз пугали через голливудские фильмы зомби-апокалипсисом. Что, мол, попадёт в людей особый вирус, люди станут зомби и будут рассматривать друг друга как еду. Открою вам секрет: к сожалению, зомби-апокалипсис уже наступил. Я это понял не так давно в московском метро. Смотришь на людей, а они все идут, и почти у каждого - экран перед лицом.  И нет смысла вежливо спрашивать в вагоне: «Вы выходите?» Потому что могут вас не услышать: наушники ведь в ушах! И могут не заметить: экран телефона (планшета, компьютера…) перед глазами. А недавно друг позвонил из Гонконга (а Китай – законодатель современной индустрии, и на шаг впереди всего Мира) и сказал, что там на улицах вообще невозможно встретить ни одного человека, который не пялится в монитор. Что это обозначает? То, что главный вирус, который сделал из людей таких вот «homo iphonus», - это вирус разобщения. И если раньше мы не знали своих соседей по подъезду, то сейчас мы порой рискуем не заметить их вовсе. В то время как мимо нас проплывают живые люди, мы смотрим на их фотографии в интернете, а не на них настоящих. Вместо того чтобы пообщаться лично, мы напишем друг другу, а на встречу не найдём время. И это не плохо, но надо понимать, что разобщённые люди куда менее устойчивы. Разделяй да властвуй. С разделёнными людьми это проще. А в моменты кризисов люди объединяются в общины - это исторический факт. Например, израильские кибуцы. Сейчас жизнь стала спокойнее, богаче, разобщённее… и кибуцы (коммуны) потеряли свою былую актуальность. Так же и у нас в стране. Сытая, богатая, комфортная жизнь разобщает. И особенно, когда есть неравномерность в сытости, комфорте да богатстве.

И что же делать? Вот сейчас (в любое «сейчас», но особенно в «сейчас» эпохи перемен) самое время для того, чтобы вспомнить, что человек -  это существо социальное и жить общинной жизнью для нас весьма свойственно. Нет, конечно, не нужно всем поселяться в одном доме и делать всё колхозным, нет. Но чуть-чуть подлечить вирус разобщения было бы очень полезно. Позвать, например, в свой дом гостей. Не на «скайп-конференцию», попялиться в камеры, а на настоящую, живую встречу, попить вместе чаю, поболтать, потанцевать, книгу вслух почитать. Поделать что-то хорошее совместно. Детей своих отправить не в сетевую игру по интернету, а во двор, играть в каких-нибудь «казаков-разбойников», а если они не умеют, то пойти с ними и научить. А если сами не умеете, то оторвать от телевизора маму-папу-бабушку и тоже приобщить. И вообще, надо учиться жить со-в-местно, в одном месте то есть. И любить тех, кто живёт в нашем месте, потому что так нам и завещали: любить ближнего (живущего в нашем месте), а не дальнего, живущего в далёком месте, которого любить куда как проще. 

Итак, стройте сообщества или же сети. Организуйте клубы, кружки, секции. Общайтесь с живыми людьми. Учитесь встречаться. Ходите в гости и принимайте гостей. Сейчас много виртуальных сообществ по интересам, и это хорошо, но у любого виртуального собрания должны быть и реальные встречи, чтобы не закрались в него вирусы разобщения.

Ещё один момент: сообщество – это не только совместная жизнь, это ещё и совокупность людей с разными навыками и умениями, с разным опытом и знаниями, находящихся в хороших отношениях друг с другом. А это тоже великое дело. Хорошо иметь большой круг общения, своё личное сообщество, в котором будут разные люди. Я так бы и выделил два вида сообществ: первое - это люди, живущие в одном месте и имеющие нечто общее (чуть-чуть писал об этом в книге «Мы строим деревню»), а второе - люди, которых что-то объединяет, которых вы можете назвать своим кругом общения. Со-общения. Люди вне денежной системы, вне политической, но которые могут быть друг другу чем-то полезны. Хорошо и самому учиться разному, чтобы уметь пригодиться. Человеку сообщества и не нужно идти по пустяку в поликлинику, он просто зайдёт в гости к своему другу-доктору. Или попросит зайти его.

В идеале устойчивое сообщество – это люди, живущие в территориальной близости, имеющие что-то общее, и при этом каждый из них индивидуален и у каждого есть что-то своё. Плюсом это сообщество поддерживает достаточно внешних связей с другими подобными группами людей. В идеале есть смысл стремиться к созданию сети устойчивых экопоселений (сообществ), которые могут встречаться, обмениваться и т.д.

Для вдохновения посмотрите фильм «Power of community:  How Cuba Survived Peak Oil» («Сила сообщества, или как Куба выжила в пик нефти»). Там рассказывается про реальный опыт реальной страны. Очень рекомендую!

В сообществе жить хорошо. Но построить его здоровым и процветающим — это умение и долгосрочная работа. Но оно того стоит. И опять же это процесс. Стремимся «к».

 

Из книги: «устойчивость как образ жизни»

Тег сообщество

 

Вот мы с вами и добрались до одной из самых интересных тем.  Казалось бы, живёшь на природе, и здоровье только крепнет. Воздух свежий, продукты хорошие, вода вкусная. Никаких тебе стрессов и нет суеты. Вроде бы все условия есть, чтобы быть здоровым и радостным. Но интересное дело, у меня лично (да и не только!) после переезда в экопоселение вопросов к здоровью стало значительно больше. Да, правда. Удивлены? Спина вот точно не стала здоровей. Удерживать сознание в порядке в городе было значительно проще. Почему так? Да Бог его знает. Деревенская жизнь больше изматывает тело, чего уж там. Посмотри на бабушек и дедушек в деревнях и на их сверстников в городе. Есть разница? Есть. В деревне «бабушкин и дедушкин» возраст наступает быстрее. А если посмотреть на людей, живущих в ещё более суровых условиях (например, на каких-нибудь тундровых оленеводов), то мы увидим, что  они истираются ещё шустрее.

Счастье людей — вторичный звук; оно вьётся, обращается около основного звука мирового.
В. Хлебников 
Миссия — это самый высокий уровень обобщения в жизни, самый главный маяк, который организует всю нашу деятельность. Жизнь — штука сложная, и никаким словом нельзя её описать. Все описания, какие бы правильные и талантливые они ни были, всегда будут поверхностными и неполными. Но мы можем создать такую свою собственную картину мира, которая, несмотря на неточность, поможет нам  направить все  наши устремления. Вот, например, Эйнштейн считал, что его предназначение — «познать замысел Бога». Конечно, вроде бы слишком амбициозно, похоже на сказку. А не важно. Важно, что человек всю жизнь работал над этим своим главным делом и вкладывал туда все свои силы. И мы знаем, что хоть замысла главного он не познал, но может быть, приблизился ближе всех иных. А Бременские музыканты? Они распевали, что не забудут, мол, своего призвания приносить смех и радость людям. Всем людям не принесёшь радости, не все станут смеяться. Но это их так вдохновляло, что они делали свое дело, не оглядываясь на настроение правящего Глупого Короля. 

way-to-homeЧуть-чуть тезисов, которые мне кажутся важными, в качестве советов тем, кто хочет построить свой дом.

1. Начните с мечты.

И с собирания информации. Пошарьте в Интернете, журналах или попутешествуйте, чтобы найти такую конструкцию дома, которая вас вдохновит. Всё, о чём можно только помечтать, уже построено в том или ином виде. Собирайте материалы в папочку, говорите с авторами понравившихся вам домов и перенимайте опыт. Найдите основу, которую потом адаптируете под себя и под вашу землю.

Ответственность

 

 

Администрация говорит, что ты стоял и думал среди

производства,— сказали в завкоме. — О чём ты думал, товарищ Вощёв?

— О плане жизни.

— Завод работает по готовому плану треста, а план личной

жизни ты мог бы прорабатывать в клубе или в красном уголке.

— Я думал о плане общей жизни. Своей жизни я не боюсь, она мне не загадка.

— Ну и что ж ты бы мог сделать?

– Я мог выдумать что-нибудь вроде счастья, а от душевного смысла улучшилась бы производительность.

– Счастье произойдёт от материализма, товарищ Вощёв, а не от смысла. Мы тебя отстоять не можем, ты человек

несознательный, а мы не желаем очутиться в хвосте масс.

 

А. Платонов. Котлован

 

 

У меня есть две новости: как и водится, хорошая и плохая. Хорошая заключается в том, что мы создали удивительно удобный мир. И нам не нужно сегодня думать о том, откуда берётся свет в нашей лампочке. Нам не нужно знать, как растут огурцы и картошка. Не нужно нам заботиться о дровах и о том, чтобы вовремя затопить печь. Не нужно уметь строить дома, не нужно знать, какой аспирин от какой температуры помогает.

И всё бы хорошо, но платой за наше удобство является то, что мы сегодня почти полностью утратили контроль над всеми своими базовыми потребностями... И это, на мой взгляд, новость плохая.

В книге «Мы строим деревню» я очень много об этом написал в специальной главе «Об ответственности». Туда тебя, читатель, и отправлю. А тут напишу тоже, но чуть другими словами,  уж больно тема важная!  Ну и напомню, что никого не призываю бежать из города, жить в лесу, молиться колесу. Это считаю неверным. Жить надо там, где хочется. Хочется в городе – да ради Бога! В деревне? Пожалуйста! Но всем весьма полезно хоть иногда задавать себе вопрос: а кто в моей жизни управляет такими сферами, как

- жильё,

- еда,

- здоровье,

- образование,

- энергетика,

- транспорт

… и так далее...

Расскажу вам свою любимую байку про клеща. Откуда она взялась, уже и не вспомнить, мне кажется, она из какой-то книги по гештальт-терапии, но не уверен. Итак, встретился в лесу человек и клещ. Событие простое и понятное. Но о нём можно думать как минимум тремя разными способами.

1. «Меня укусил клещ». На ком лежит ответственность? На клеще, конечно. Он, кровопийца, напал на меня, укусил, чтобы крови моей попить.

2. Второй способ думать: «Я подцепил клеща», - ответственность в этом случае лежит на мне: это я ходил по лесу, мазью не намазался, вот и подцепил. Сам дурак. 

3. Но есть ещё один вариант: «Меня клещом укусило». Звучит очень смешно, не так ли? Но тем не менее, этот способ думать сегодня весьма распространён. Это такой вариант, когда мы не знаем, на ком лежит ответственность. Некого спросить. В этом случае внимание наше переносится на третью безличную силу.  В качестве примера могут быть правительства, судьба, Бог, карма, ЖЭК, министерство, человечество, стечение обстоятельств...

За наше здоровье отвечает здравоохранение. За нашу безопасность — полиция. За наше общение ратуют сотовые компании и социальные сети. За наши дома — строительные компании. За свет в лампочке — горэлектросеть. За счастье — владельцы торговых центров и авторы развлекательных программ в телевизоре... А кто выращивает еду, которую мы едим? И знаете, в чём тут подвох? В том, что мы становимся очень уязвимыми.  При любой транспортной стачке мы рискуем пропасть с голода. При любом скачке цены на валюту мы рискуем какой-то значимой составляющей в нашей жизни. И это всё - наша плата за комфорт.

Реакцией на сложившийся порядок может быть лишь стремление к возвращению себе хоть небольшого количества самостоятельности...

И тут степень нашей автономности может быть различной: от полной зависимости до стопроцентной самостоятельности. В первом случае во всех четырех важных жизненный сферах (социальной, экологической, экономической и психологической), о которых мы говорили выше, человек зависит от кого-то, кого не знает: государство, фирма, ЖЭУ, министерство, сельское хозяйство, жилищный кооператив и т.д. При полной же самостоятельности человек занимается сам всеми четырьмя аспектами.

Начинать можно с малого. Задуматься о том, откуда берётся тепло, что такое дом и как его можно построить, наблюдать, как люди строят свои дома сами и складывать в папочку с названием «Дом» полезные материалы. Удивиться, что огурцы растут на грядке, а не в супермаркетной пластиковой формочке под плёнкой, да попробовать посадить в горшок на подоконнике хоть одно семечко, а потом наблюдать за ним. Понять, что образование, оказывается, бывает не только школьным, а очень разным, интересным, творческим, и все наши цари и классические писатели в школу не ходили, а обучались по большей части дома. Хорошо начать думать, что наше здоровье, это не совокупность  купленных нами таблеток, полученных страховых полисов да бумажек с анализами. Здоровье - это нечто большее.  И ни один врач не сделает нас здоровыми. Он может нас чуть-чуть направить, но не более того. А потом самим.

Так вот, как только мы хорошенько узнаём про свои базовые потребности и способы их удовлетворения, нам становится не важно, какой сейчас президент. 

Автономность - этот пунктик, наверное, самый любимый, самый манящий, но при этом самый трудный. Эх, вот возьмём да построим свои дома, перестанем покупать продукты — вырастим всё своё, научимся быть здоровыми да уладим все вопросы с обучением своих детей! А? Что-то уже получается. И у всех что-то получается. Ведь мы глобальное движение людей, стремящихся  стать самостоятельными.

 

 

Из книги «Устойчивость как образ жизни»

Тег: устойчивость, ответственность

 

Эту главу я попросил написать нашего друга, Егора Лобусова, мануального врача из Москвы. Деревенская жизнь очень явно показала нам, что спина штука важная и что её очень нужно беречь.  Массаж и зарядки для позвоночника последние годы у нас очень востребованы, думаю, что мы не единственные такие. Вот вам немного мудрости про позвоночник и его здоровье, так сказать, из первых уст. Из докторских.

Осознанное разумное опрощение

 

Неплохо было бы среди внешнего окружения цивилизации пожить простой жизнью, какой живут на необжитых землях, хотя бы для того, чтобы узнать, каковы первичные жизненные потребности и как люди их удовлетворяют, или перелистать старые торговые книги, чтобы увидеть, что люди покупали прежде всего, чем они запасались, то есть каковы продукты, без которых не проживёшь. Ибо столетия прогресса внесли очень мало нового в основные законы человеческого существования; точно так же и скелет наш, вероятно, не отличается от скелетов наших предков.

 

Г. Д. Торо

 

«Экономика должна быть экономной — таково требование времени». Этой фразой с XXVI съезда КПСС можно было бы и ограничиться, потому что она направляет наши любопытные взоры в сторону самой сути – к опрощению... Да, я считаю, что основа устойчивого образа жизни — это простота. Не бедность. Не нищета. А разумная и осознанная простота.

Бессмертный евангелист Лука нам так и сказал, что нищие блаженны. И пусть дядька из телевизора слащаво улыбается, пытаясь мне внушить, что блажен покупающий какой-нибудь продукт, - я ему не верю. Потому что покупал кучу всего и знаю наверняка, что блаженство от приобретения новой вещи длится весьма короткое время и на его смену приходит новый зуд потребительства, особенно когда у купленной тобой вещи экранчик оказывается чуть меньше, чем у прибора на витрине или чем у соседа. И дело не в том, что богатые (имущие) не могут испытывать блаженство, нет. Дело в опасности связать своё внутреннее состояние счастья, любви и удовлетворённости с продуктами чьего-то бизнеса. И покрывая свою жизнь материальной шелухой, легко забыть о том, что ценно на самом деле. Ради чего мы живём и о чём спросим себя перед смертью. Я работал в реанимации и разговаривал с умирающими, и точно скажу вам, что ни один из них не рассказывал мне о том, каким классным телефоном ему удалось в этой жизни попользоваться. Или наоборот, не удалось. Перед смертью люди думают о главном.

Почему я пишу «опрощение», а не «беднота». Потому что, когда ты беден и нуждаешься во всём, тебе очень непросто освободиться от привязанностей: ещё бы, у тебя же в животе бурчит от голода - какая уж тут философия! Даже Гаутама Будда - и тот сначала был принцем, а уж потом святым. И граф Толстой, продвигающий в русский язык используемое мной слово «опрощение», был, прежде всего, графом, а уж потом пахарем. Можно и не богатеть, но хорошо бы научиться зарабатывать себе на базовые потребности да реализовать какие-нибудь свои фантазии. Это полезно. Без вовлечения. В качестве игры. Для того чтобы знать, каково это. И тогда ты можешь честно говорить, что тебе интересна простая жизнь. Сложную-то жизнь ты уже попробовал!

Уровень жизни – это, прежде всего, уровень расходов. Не доходов, а именно расходов. И это великая привычка. Под привычный уровень твоих расходов начинает структурироваться всё. Хороший пример – какая-нибудь большая старая общая баня. Первый этаж – простая баня, самая дешёвая, второй – средний класс, третий - для богачей, дорогая. Есть ли отличия? Визуально всё то же самое. И пар, и веники, и толстые дядьки, тётки с тазиками и простынями, в шапках и на фоне кафельного пола. Главное отличие: ты выбираешь себе людей с привычным для тебя уровнем расходов. Если ты привык тратить 1 рубль в день, то везде будешь искать возможность этот уровень сохранить. А если привычка твоя - 1000 рублей в день, то при меньших расходах будет тебя волновать мыслишка, что что-то не так в этом мире. И всё в нашем социальном мире будет затачиваться под этот твой уровень. Касту, если хочешь, или сословие. И настолько сильны эти привычки, что часто их смена вызывает у человека огромный стресс. Причём в любую сторону. Многие бедняки думают, что хорошо бы выиграть в лотерею / получить наследство / украсть / перепало бы / найти чемодан / подарил бы кто. А потом, если такая беда вдруг приключилась, новоявленный богач сходит с ума, не зная, что же делать с этим счастьем. И в конце концов прогуливает все деньги, возвращаясь опять к своему привычному образу жизни.

Такое же весьма печальное зрелище – разорившиеся богачи. И пусть они сейчас питаются лучше, чем большинство людей в этом мире, но выглядят при этом так, будто всё очень плохо. Еды вообще нет. Есть, например, у меня такой родственник. Он живёт в богатой квартире, похожей на музей, и говорит большую часть времени о том, как раньше было хорошо и как сейчас бедно.

Поэтому я пишу «разумное осознанное опрощение» не просто так. «Разумное» означает, что мы не идём спать на помойку, не начинаем есть объедки, не превращаемся в бомжей и бичей. Не ковыряемся на свалке в надежде найти там еду. «Разумное» означает, что мы адекватно оцениваем свои реальные потребности, убираем лишнее. Не впадаем в распродажные, дефицитные, рекламные и прочие магазинные сумасшествия. Покупаем (вымениваем, зарабатываем, выращиваем) простую еду, носим простую, но при этом чистую и удобную одежду и так далее. В современном англизированном мире это называется «refuse» – уменьшение покупок. Осознанное, потому что мы осознаём свои потребности и не ведёмся на слащавые улыбки из телевизора, задавая каждый раз себе вопрос: «То, что я сейчас покупаю, надо ли мне это на самом деле?»

Разумное, потому что мы сами выбираем уровень своей простоты. И не рвёмся в крайности. И не спешим за кем-то.

И напоследок. Мне вспомнился комикс про Свинью, которая накупила большое количество шампуня. «Зачем тебе столько шампуня, у тебя же нет волос?!» - спрашивает Свинью её друг Крыса. «Да у меня просто большая страсть к распродажам!» - был ответ. Мы же не свиньи!

Так вот, простой образ жизни и небольшое потребление весьма устойчивы к любым экономическим шевелениям.

Ну и с заботой о планете они крепко связаны: не дай Бог, если у всех людей станет столько же машин, сколько у жителей «развитых» стран. У нас просто вместо воздуха будет выхлопной газ, а вместо пространства — одна большая транспортная пробка. Но хорошо, если у людей в развитых странах будет столько же машин, сколько у жителей «третьего мира». Я очень люблю смотреть фотографии городов 50-х годов прошлого века... Столько места. Не думаю, что люди плохо жили без огромного количества машин... Можно ли просто жить в городах? Можно, конечно. Раньше так большинство людей и жило. Ремонт вместо покупки. Общественный транспорт вместо машины. Совместная жизнь вместо большой пустой квартиры. Местная еда вместо импорта.

Экологические поселения — это одна из форм воплощённого опрощения! Одежда незамысловатая, часто старая и в заплатках. Еда простая, местная. Дома простые, из натуральных материалов. Как сказал мой тесть: «Хижины». 

 

Из книги «устойчивость»

Тег экономика

 

Одно время я учился в гештальт-институте на курсах, и нам преподаватель очень много разъяснял про самоподдержку (это же ещё один перевод слова «sustainable», помните?), которая является очень важной способностью человека восстанавливать своё внутреннее равновесие. Иными словами — это забота о себе.  Он говорил, что самоподдержку нужно развивать, что это очень важное свойство человека.  И всё время повторял, что нам надо «найти способ позаботиться о себе». Представляете, психотерапевтическая группа. Сидят граждане, сопли на кулак наматывают, переживая, прорабатывают своих особо трагичных тараканов, а тут – на тебе! – занятие окончено, идите домой да найдите способ о себе позаботиться. И если, говорит, вам кажется, что кто-то о вас заботится, то это, на самом деле, вы заботитесь о себе с помощью другого человека. Вот так-то. 

Опыт использования высоких холмистых гряд

 

статья написана в соавторстве с Рустамом и Екатериной Паспауловыми, Алтай.

 

            ***

Мы решили строить высокие холмистые гряды по Зеппу Ивановичу Хольцеру. Так привычен для нас этот австриец, что стал уже Ивановичем. Жаль, конечно, что до нас мудрец не доехал, дороговаты у батюшки консультации, но грядки по его заветам мы делаем. Уже появились свои инструкторы по этому делу. Опыт накапливается, а из года в год появляется всё больше и больше овощей. 

Итак, в чем суть, если вы не в курсе. Высокие холмистые гряды — это земляные структуры в виде извилистых гребней высотой до 1,5 метра, внутрь которых закладывается разнородная органика. По сути, это обычные грядки — короба с органикой, но выполняются они не из досок, а из всевозможного бросового материала (в другой ситуации он или сгорел, или был бы выброшен), поверх которого насыпается земляной холм. Минус таких грядок в том, что на их возведение необходим или экскаватор, или крепкое тело в сочетании с увлечённостью и недюжинным задором.

 На рисунке я попытался изобразить грядку в разрезе. 

 

Вначале укладывается грубая органика: брёвна, ветки и всё, что есть (А). Следом укладывается дёрн, корнями вверх (Б). Потом навоз и компост, которые у нас в изобилии, вот и используем (В). Далее идёт плодородная земля, она выкапывается тут же при углублении дорожек или террасировании склона (Г). На землю укладывается мульча (Д), мы используем сено, так как его у нас тоже в избытке. Чтобы мульча не сползала, её можно прижать ветками, а кое-где, для стабилизации земли и предотвращения её осыпания, можно использовать барьерчики из досок или стволов, упёртых в колья, вбитые в землю (Е). Стрелочкой на рисунке указана вершина гряды — это место, до которого должен легко дотягиваться человек, её обслуживающий. Если гряду сделать больше, то ползанье по ней быстро утомит огородника. В принципе, всё так же, как и описывает Зепп в своих книгах .

Я знаю достаточно людей, которые пробовали делать высокие холмистые гряды, но потом отказались от них, хотя их использование имеет смысл в определённых условиях. Это происходит, как мне кажется, по некоторым причинам. Во-первых, самое главное: для ведения огорода таким способом нужна полная перестройка мышления, ведь это многомерное хозяйствование требует постоянного обучения, внимательности, доверия к Природе и её мудрости. 

Во-вторых, высокие гряды родились в гористой местности и, несмотря на успешное использование их на всех ландшафтах, они, как нам кажется, лучше всего подходят для склонного огородничества. На плоской земле может оказаться, что затраты на возведение таких структур уж слишком высоки.

В-третьих, для того, чтобы гряды заработали, нужно очень внимательно читать рекомендации Хольцера и прежде всех экспериментов хотя бы раз очень точно выполнить все инструкции. В книгах нет неточностей и «неважностей», и каждая рекомендация обоснована.

Итак, почему мы используем высокие холмистые гряды и продолжаем развиваться в их строительстве?

У нас достаточно холодно. Для того чтобы питомцам нашим жилось хорошо, необходимо создать как можно больше условий для накопления тепла в грунте. Высокие гряды — один из лучших способов решения этой задачи. Также помогают сохранять тепло и камни, если ими обложить грядку вокруг, но, несмотря на то, что мы живём в горах, камней у нас не так уж и много. Хотя мы их потихоньку сволакиваем к себе на огороды. Растения в высоких грядах легче переносят заморозки, почва прогревается быстрее, чем в плоских низких грядах. Поэтому, в принципе, можно сажать всё раньше. 

Для строительства поднятых грядок требуется всевозможный материал, которого у нас часто не оказывается, а если и оказывается, то его жалко. Грядки чаще всего поднимаются досками, но бывает, строятся из досок, кирпичей, плоского шифера... Высокие холмистые гряды в этом смысле достаточно дешёвая структура. Тратится лишь физическая сила (все гряды мы пока строили только вручную, лопатами). Начинка для гряд и стабилизирующие ветки и колья у нас бесплатные: это отходы от заготовки дров и расчистки территорий. В основном, мы используем берёзу (это самое популярное у нас дерево).

Высокие гряды нагружают спины лишь один раз, во время их создания. Всё остальное время спина избавлена от самой популярной огородной коленно-локтевой позы крючком. 

Высокие гряды — это необычно и очень красиво. Постепенно они становятся нашими туристическими объектами, постоянно привлекающими внимание людей.

Высокие гряды — хороший способ утилизации разного органического мусора. Также внутрь можно убрать какие-нибудь консервные банки. Что касается пластика, то тут мнения расходятся. Кто-то говорит, что это безопасно, кто-то считает, что вредно. Думаю, что лучше пластиком не увлекаться, так, на всякий случай. 

Нам самим очень интересно экспериментировать с системами гряд, изучать микроклиматы, которые в результате получаются. Поэтому мы и продолжаем их создавать.

Постепенно, по мере «работы» грядки и разложения в ней органики, гряда становится всё более и более природной структурой. Она заполняется жителями, засевается разными полезными многолетниками, у неё меняется форма. Она становится более пористой и влагоёмкой. Всё это в совокупности делает систему гряд всё более продуктивной и удобной для выращивания еды. 

С какими ошибками мы столкнулись во время своих экспериментов?

1. Недостаточный слой земли над слоем дёрна. Поскольку мы всё строим вручную, нам не очень легко сразу навалить полутораметровую гору, а это оказывается важно. Пырей, вместо того, чтобы перепреть, начинает вылезать через слой плодородной земли и быстро её затягивает, превращая грядку в плотный дерновый вал, практически непригодный для выращивания культурных растений. Решение: замульчировать грядку получше (например, положить гофрокартон) и вновь насыпать землю, которую можно взять между грядками. А впредь хоронить дёрн (даже перевёрнутый) на глубину не менее 20 см.

2. Узкие проходы между грядками. Когда растения разрастаются, то перемещаться по дорожкам становится очень проблематично. Сейчас у нас такой стандарт ширины: по тропинке легко должна проезжать садовая тележка. 

3. Тупиковые проходы. Они хороши для создания микроклиматических зон — солнечных ловушек... но огород не должен состоять только их них. Самым удачным ансамблем гряд на сегодняшний день нам представляется такой, который укладывается в концепцию одной прогулки. Ты начинаешь идти длинной змейкой и в результате проходишь по всему огороду, от начала до конца. С другой стороны у такой тропинки должны быть выходы, чтобы не пришлось проходить по всему длинному «червяку» для того, чтобы попасть в расположенную рядом зону.

4. Торчащие из грядки ветки и стволы. Оказалось, что органическая, деревянная начинка грядки должна быть хорошо укрыта слоем земли. Если ветки торчат наружу, это создаёт условия для высушивания грядки... вода из пористой начинки быстро испаряется по созданным таким образом каналам. И грядка начинает работать в противоположном направлении. Решение: вытащить торчащие ветки, обрезать их, если не вытаскиваются, и подсыпать землю.

5. У нас пока так и не получилось вырастить на склоне нормальные корнеплоды: земля всё равно потихоньку сползает и не даёт возможности корнеплоду хорошо сформироваться. Даже при наличии хорошей мульчи и лежащих сверху стабилизирующих веток. Поэтому мы стараемся сажать корнеплоды в вершину гряды и даже специально делаем гряды трапециевидного сечения с более плоской вершиной. 

Какие ещё есть наблюдения.

Полив. Нельзя поливать без мульчи! Вода, стекая со склонов гряды, будет смывать всё: и землю, и растения, и семена… Поэтому полив надо делать только по мульче. Сейчас я проложил ленты капельного полива под слоем мульчи и вдоль этих лент стараюсь сажать самые влаголюбивые культуры. Есть у меня и дождевалки, хоть Хольцер их и не рекомендует. Рядом с источником воды должны высаживаться самые влаголюбивые растения. Вообще, полив в основном необходим в самом начале, чтобы и семена лучше проросли, и не засохли молодые ростки. А потом, когда растения уже набрались сил, мы поливаем изредка, по мере необходимости (когда видно, что растениям не хватает воды). 

Посев. У нас так и не получилось пока продуктивно сеять смеси семян вразброс, как заповедует Хольцер. Вернее, так: управляемый посев отдельными группами, рядками и гнёздами даёт более предсказуемый результат. А потом в «проплешины» можно досеять что-то ещё, да и вообще мы в течение сезона стараемся подсевать разные культуры на свободные места. Таким образом, с быстрорастущих растений можно получить больше урожая. Да и грядка не стоит пустой. Свято место пусто не должно быть, как говорится. Быстро растут: редис, шпинат, картофель (на зимнее хранение картошка сажается на одном месте в один присест, а для получения небольших молоденьких клубней на еду можно и поэкспериментировать; часто ещё вырастает много картофельных ростков из очистков на компостной куче, мы их рассаживаем по грядам), салаты (разные-преразные), горох и т. д. В середине лета высаживаются культуры на зимнее хранение: дайкон, редька, репа…

 

Комбинирование посадок. Мы пробуем разные сочетания, но когда на грядах много видов, то не заметно какое-то особенное влияние. Уживаются вместе даже те культуры, про которые говорят, что «они плохие соседи». 

Хорошо помнить, что каждое растение имеет свои особенности и их хорошо бы знать. В связи с этим стоит подбирать место с соответствующим микроклиматом в системе гряд для высадки каждого растения… ну и наблюдать, пробовать сажать в разные части системы.

 

Пока у нас сложилась вот такая схема, которой мы в основном придерживаемся.

Гребни: все теплолюбивые растения и такие, которые нетребовательны к поливу, например, томаты (нужны опоры), базилик…

На переходе с вершины на склон (край): корнеплоды, лук на репку, чеснок, все салаты, зелень…

Склоны: земляника, многолетние луки, душистые травы, салаты, картошка, помидоры (можно без опоры), бобы, фасоль, горох. Чеснок… 

Самый низ склона: кукуруза, подсолнухи, топинамбур…

Капуста белокочанная пока лучше получилась на плоских грядах.

 

Мульчировать или нет? Мульчировать. Без мульчи грядка на ветру очень быстро обезвоживается. Без мульчи склоны подвергаются эрозии. В любом случае, надо понимать, что мульча – это процесс. Весной грядку хорошо бы раскрыть, чтобы земля прогрелась. В это легко поверить, если посмотреть, как под большим одеялом навозно-сенной мульчи в конюшне лёд сохраняется до середины лета. Потом в прогретую землю можно сеять. После посадки семена нужно прикрыть мульчей. Помните, что через толстую мульчу молодым росткам очень трудно пробиться, но без мульчи таким нежным росткам требуется больше воды и они легко могут погибнуть. За мульчей нужно поглядывать. Иногда подсыпать, иногда подгрести. Иногда разворошить, если слежалась и не позволяет пробиться нужным растениям. Мульчировать лучше рыхло и сразу после посева, а после того, как ростки окрепли, досыпать органику. Мульчировать после всходов трудно, так как всегда есть опасность повредить маленькие растения.

Хорошо изучить, как выглядят всходы разных растений: это очень удобно, чтобы удалять сорняки ещё на этапе их появления, а тем растениям, которые нужны, нет-нет, да помочь.

Вообще, высокие гряды – это интересная штука! 

Из книги «устойчивость как образ жизни»

Тег земледелие